Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 202 «Менталитет» (МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет» (протокол от 23.03.2022 г. № 3) УТВЕРЖДАЮ: ___________ Директор МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет» Г. А. Наумова Приказ № 136 от 15.04.2022 г. Отчет о результатах самообследования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Гимназия № 202 «Менталитет» за 2021 год Аналитическая часть I. Общие сведения об образовательной организации Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 202 Наименование образовательной организации «Менталитет» (МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет») Руководитель Адрес организации Телефон, факс Адрес электронной почты Учредитель Дата создания Лицензия Свидетельство о государственной аккредитации Галина Александровна Наумова г. Екатеринбург, ул. Заводская, 45 (343) 242-03-92, (343) 242-05-81 gimnaziya202@eduekb.ru Департамент образования Администрации города Екатеринбурга 1993 год 66 ЛО1 № 0000431, регистрационный номер 17215 от 29 апреля 2013 года, срок действия бессрочно 66 А01 № 0001456, регистрационный номер 8114 от 23 декабря 2014 года, срок действия до 15 марта 2024 года МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет» входит в образовательный комплекс Верх-Исетского административного района города Екатеринбурга. В составе образовательного комплекса 4 гимназии (№ 2, № 9, № 116, № 202), 1 лицей (№ 12), 3 школы имеют лицензию на дополнительную (углубленную) подготовку по отдельным предметам (ОУ № 11, № 63, № 74), 16 средних общеобразовательных школ, 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа (№185). МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет» имеет четырехэтажное отдельно стоящее здание общей площадью 3462,9 кв.м. Земельный участок, площадью 7383 кв.м. Гимназия осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом образовательного учреждения, утвержденным приказом Управления образования Администрации г. Екатеринбурга № 1330/46/36 от 28.07.2015 года (с изменениями и дополнениями). Основным видом деятельности гимназии является реализация общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования. Также гимназия реализует образовательные программы дополнительного образования детей и взрослых. Аналитическая часть I. Оценка образовательной деятельности Образовательная деятельность в Гимназии организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС основного общего и среднего общего образования, основными образовательными программами, локальными нормативными актами Гимназии. С 01.01.2021 года Гимназии функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а с 01.03.2021 — дополнительно с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». В связи с новыми санитарными требованиями Гимназии усилила контроль за уроками физической культуры. Учителя физической культуры организуют процесс физического воспитания и мероприятия по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья. Кроме того, учителя и заместитель директора по АХЧ проверяют, чтобы состояние спортзала и снарядов соответствовало санитарным требованиям, было исправным — по графику, утвержденному на учебный год. Гимназия ведет работу по формированию здорового образа жизни и реализации технологий сбережения здоровья. Все учителя проводят совместно с обучающимися физкультминутки во время занятий, гимнастику для глаз, обеспечивается контроль за осанкой. Учебный план 5–9-х классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10–11-х классов – на 2-летний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (реализация ФГОС СОО). В 2021 году в результате введения ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции часть образовательных программ в 2020/2021 и в 2021/2022 учебных годах пришлось реализовывать с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для этого использовались федеральные и региональные информационные ресурсы, в частности, платформа «Онлайн-образование» (Моя школа в online), Российская электронная школа. Результаты педагогического анализа, проведенного по итогам освоения образовательных программ в дистанционном режиме, свидетельствуют о поддержании среднестатистического уровня успеваемости учеников основного и среднего уровня общего образования. II. Воспитательная работа и профилактическая деятельность С 01.09.2021 Гимназия реализует рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, которые являются частью основных образовательных программ основного и среднего общего образования. К решению проблем воспитания в гимназии привлечены: педагогический коллектив, родители (законные представители), обучающиеся, педагоги дополнительного образования, учреждения культуры, спорта и общественные организации социума. На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) гимназия поставила следующую цель воспитания обучающихся: личностное развитие школьников, проявляющееся: в усвоении ими знаний основных норм, социально значимых знаний; в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел), В рамках воспитательной работы Гимназия: − реализует воспитательные возможности школьного урока, поддерживает использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; − реализует воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживает традиции коллективного планирования дела, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; − реализует потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживает активное участие классных сообществ в жизни гимназии; − вовлекает школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализует их воспитательные возможности; − поддерживает ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; − организует профориентационную работу со школьниками; − организует работу с семьями школьников, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития ребёнка; − организует работу школьных медиа, реализует их воспитательный потенциал; − развивает предметно-эстетическую среду гимназии и реализует ее воспитательные возможности. В соответствии с программой воспитания и планами воспитательной работы в гимназии состоялись события: Таблица 1 № Направление События 1 Интеллектуальное Научно-исследовательская, интеллектуальная и проектная деятельность, - ВсОШ 2020-2021: Региональный этап ВсОШ – участники 9 человек, Заключительный этап: 2 человека Призёры заключительного этапа - Районная НПК: 4 участника (3 победителя), - Муниципальная НПК – 3 участника (2 победителя), - Региональная НПК – 2 участника (2 победителя). - Торжественный приём Главы Города – 1 человек - Торжественный приём Губернатора – 2 человека - Предметные недели - Проектная деятельность обучающихся (Защита проектов 11х классов) - Мероприятия Недели науки: встреча с учёным С.А.Хайбрахмановым «О рождении вселенной» 2 Гражданско–патриотическое и Духовно-нравственное -Участие в патриотических акциях «Окна Победы», «Георгиевская лента»; - Урок мужества с И.О. Радобольским; - Единые классные часы по темам: «Блокадный хлеб», «День памяти жертв Холокоста» и др. - Митинг Памяти; - Интегрированный проект «Загадочная русская душа»; - Участие в военизированной игре “Сильные духом”; - Участие в ТВ программе “Надежда” - Дети читают о войне; - Участие в поздравлении ветеранов по радио «Подарок ветерану»; - Всероссийский конкурс «Сыны и дочери Отечества» (Победитель 1 чел. «Художественное чтение»); - Городская площадка по проведению Всероссийского теста по истории ВОв «Диктант Победы»; - Региональный конкурс патриотической песни войск Росгвардии РФ (2 место) - Военизированная игра «Зарница»; - Конкурс ораторов тема «Я – гражданин своей страны»; - Массовый просмотр фильма «Дедяев». 3 Общекультурное направление - Посещение театров, выставок - Участие в общегородском празднике «Читай, Екатеринбург!» - дистанционно - Участие во Всероссийском конкурсе чтецов «Живая классика», районный – 3 чел (2 победителя); - Региональный уровень конкурса «Живая классика» - 2 чел (2 победы в номинации) - Районный конкурс чтецов «Живое слово» - 2 участника (1 победитель) - Муниципальный уровень конкурса «Живое слово» - 1 победитель - Праздник «Последний звонок» - онлайн - Торжественное вручение аттестатов - районный конкурс песен на немецком языке (Победитель) - Кинофест - Праздник «Последний звонок» - онлайн (3 сессии Zoom) - Торжественное вручение аттестатов 4. Социальное направление - Работа волонтёрского отряда «Инициатива»: Городской конкурс «Я – волонтёр и мир вокруг меня» Городской конкурс волонтёрских проектов – 3 место «Добрые дела – добрые сердца»; - Городская акция «Неделя доброты»; - Социально-значимые акции и проекты: «Поможем, чем сможем» - акция помощи бездомным животным; «Подарим тепло наших сердец» - помощь одиноким пожилым людям; «Праздник в подарок» - акция и концерт для детей из детского дома №7; - Экологическая акция «Сохрани дерево» - 3 раза 5. Работа по формированию традиций -Сайт школы. образовательного учреждения -Традиционные проекты, праздники, конкурсы. 6. Спортивно-оздоровительная -Использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий. работа, пропаганда здорового -3 урока физкультуры в неделю. образа жизни -Работа спортивных секций. - Участие в национальных днях спорта: Кросс нации, Лыжня России -Общешкольный День здоровья, День защиты детей - Участие в районных, городских спортивных соревнованиях 7. Ученическое самоуправление -Модель ученического самоуправления Совет Старшеклассников «Sobranie». -Организация общешкольных акций, внеклассных мероприятий; - Система внутриклассного самоуправления. 8. Творческая и досуговая -Наличие учебного плана дополнительного образования. деятельность обучающихся -Работа согласно плана воспитательной работы школы. -Детские объединения дополнительного образования 9. Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса -Работа согласно плана профилактики правонарушений и правового воспитания обучающихся. -Работа с подростками, находящимися на внутришкольном учёте и их семьями; 10. Взаимодействие с родителями -Работа согласно плана воспитательной работы; -Формы взаимодействия: родительские собрания, консультации, привлечение родителей к проведению праздников, поездок и экскурсий, Дни открытых дверей: потребительская конференция, Школа для родителей. С 01.09.2021 вступила в действие Рабочая программа воспитания, работа в соответствии с планом Таблица 2 № Модуль ПВ Воспитательные события 1. Школьный урок - Использование цифровых технологий на уроке (открытые уроки) - Научно – исследовательская и проектная деятельность на уроке; - Уроки в открытом образовательном пространстве (музеи, театры, кинотеатры); - Предметные недели 2. Ключевое общешкольное дело - Футбольный чемпионат «Осенний марафон»; - Посвящение пятиклассников в гимназисты; - Спортивные соревнования по силовому многоборью «Дружина» 3. Классное руководство - Организация и проведение тематических общешкольных родительских собраний; - ЕДП День солидарности в борьбе с терроризмом: Общешкольный классный час: «Терроризму, нет», ЕДП «Подросток и закон», Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» и др 4. Курсы внеурочной - Воспитательный потенциал курсов внеурочной деятельности деятельности 5. Модуль Самоуправление - Актуализация модели органов классного и школьного активов обучающихся; - Выборы органов самоуправления ОУ: выдвижение членов актива класса, в актив обучающихся гимназии; - Участие актива классов в организации и реализации общешкольных дел; - Участие классных коллективов в общешкольных делах. 6. Профориентация - Взаимодействие с социальными партнёрами 7. Работа с родителями - Школа родительского мастерства; - Консультации, работа с психологом, 8. Школьные медиа - Школьный сайт, страницы в соц.сетях 9. Предметно-эстетическая - Оформление холла на 1 этаже; среда - Работа над проектом «Познавательные перемены»; - Оформление классных комнат. Цель воспитательных событий - приобщать гимназистов к культуре, истории, литературе, традициям нашей страны и стран изучаемых языков, развивать активную жизненную позицию, а также создавать условия для реализации творческих способностей детей. Классными руководителями 5–11-х классов составлены годовые планы воспитательной работы с классами в соответствии с планом воспитательной работы и с Программой воспитания Гимназии. Постановлением главного санитарного врача от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.359820 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» массовые мероприятия в образовательных организациях запрещены до 01.01.2024. В сложившейся ситуации общешкольные и классные воспитательные мероприятия в феврале и марте 2021 проводились классными руководителями в своих классах. − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − Дополнительное образование и внеурочная деятельность Дополнительное образование ведется по программам следующей направленности: естественнонаучное; техническое; художественное; физкультурно-спортивное; Перечень дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых на бесплатной основе: «Театр, в котором играют дети» «Хореография» «Композиция и образ костюма» «Юный турист» «Волонтёрский отряд «Инициатива» «Техно». Перечень программ внеурочной деятельности с 01 сентября 2021 года: Увлекательный немецкий Увлекательный английский Английский клуб Юный переводчик Театр на иностранном языке Разговорная практика Трудные случаи грамматики и устная практика Финансовая грамотность «Образ и мысль» Познавательная деятельность Речь и культура общения История культуры Основы права Физико-геометрический туризм Сложные разделы общей биологии Шаги в историю Исторический марафон Медиативные технологии «Дружно жить» Я знаю свои права Техническая графика − − − − Клуб друзей хорошего настроения Дискуссионный клуб Волейбол Теннис Профилактическая деятельность Профилактическая работа в Гимназии реализуются через комплексный план профилактической работы, утверждаемый ежегодно. Данный план охватывает всех участников образовательного процесса (обучающихся, их законных представителей, педагогических работников), разбит по уровням образования и включает в себя все направления профилактической работы. Реализуется данный план, как педагогическими работниками, так и через сотрудничество с различными субъектами профилактики. Таблица 7 Работа по обеспечению получения несовершеннолетними образования Таблица 3 Оставленных на повторное обучение Количество обучающихся 524 Переведенных на следующий год условно 0 0 Отчисленных из ОУ в течение учебного года (до 28.12.2020) 0 За 2021 год в гимназии не выявлено случаев жестокого обращение с несовершеннолетними, социального неблагополучия, безнадзорности, беспризорности, неисполнения родителями (законными представителями) обязанностей по обучению, воспитанию, содержанию детей. Направления профилактики 1. Профилактика курения, употребления алкоголя, ПАВ: − классные часы (5-11 класс); − встречи, лекции, диспуты со студентами Медицинской академии (9-11 класс); − уроки ОБЖ (8 -11 класс); − спортивные мероприятия, направленные на ЗОЖ. Социальные партнеры Гимназии: Общественная организация «Общее дело», Свердловская организация «Здравая Россия». На протяжении 2021 года гимназия тесно сотрудничала с данными общественными организациями. Проведены встречи, направленные на формирование, развитие и укрепление среди молодежи ценности здорового образа жизни и ответственности гражданской позиции по следующим темам: − «Секреты манипуляции – алкоголь» − «Тайна природы женщины» − «Секреты манипуляции – табак» − «Пять секретов настоящего мужчины» − «Путь героя» − «Грязные слова» Встреча с руководителями города и руководителями организации «Общее дело» на презентации фильма «Грязные слова». 2. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних. Работа по профилактике суицидального поведения на протяжении 2021 года проводилась в полном объеме. − Работа психологической службы гимназии: сопровождение детей, вызывающих опасение; классные часы (5-11 класс); семинары, методические занятия с педагогами; сопровождение выпускных классов – работа с родителями и выпускниками 9-х и 1-х классов. − Индивидуальная профилактическая работа с детьми, вызывающими опасение. − Работа с родителями: родительские собрания, индивидуальная работа. − Мероприятия гимназии, направленные на формирования ценности жизни. − Гимназия является экспериментальной площадкой городского проекта «Шаг в будущее». Проект направлен на профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, на формирование позитивного отношения к жизни. 3. Профилактика экстремизма: − классные часы (5-11класс); − мероприятия гимназии, направленные на формирование патриотического отношения к культурным ценностям, традициям, героическому прошлому России; − благотворительные акции; − встречи с ветеранами и героями России. 4. Профилактика безнадзорности и беспризорности: − классные часы (5-11), направленные на формирование семейных ценностей; − работа системы дополнительного образования; − внеурочная деятельность; − работа Школы родительского мастерства (для родителей учащихся 5х классов). 5. Профилактика ВИЧ/СПИД: − совместно с ВГБОУ ВО УГМУ Минздрав России проведено несколько тематических встреч с девочками 7-8 классов, направленные на формирование самооценки девушки, программа «Здоровье школьника»; − представительством компании Проктер энд Гэмбл проведены беседы с девочками 5-8 классов на формирование навыков личной гигиены девочек; − тематические беседы со студентами Медицинской академии; − тематические классные часы (5-11 класс). 6. Профилактика совершения противоправных действий обучающимися. Правовое просвещение: тематические классные часы (5-11 классы), направленные на знание подростков об ответственности перед законом; индивидуальные профилактические беседы с подростками; индивидуальные беседы, консультации с родителями; правовая защита обучающихся; сотрудничество с ОП №9 и ТКДН и ЗП. Тематические встречи с сотрудниками прокуратуры и полиции. 7. Пропаганда здорового образа жизни: В гимназии за данный период 2020-2021 учебного года проведено 19 общешкольных мероприятия, каждое из них направлено на формирование, пропаганду ЗОЖ; классные часы (5-11 классы); классные проекты – походы, театры, музеи, выставки, отчетные концерты. 8. Родительское просвещение: − в каждом классе за данный период проведено 4 родительских собраний; 1 общешкольное родительское собрание; работа родителей в «Родительском всеобуче»; − индивидуальные и групповые консультации со школьным педагогом-психологом; − индивидуальные и групповые занятия, консультации с заместителем директора; − работа «Школы родительского мастерства». Для родителей 5-х классов разработана программа занятий, направленная на решение проблем: дети игнорируют просьбы, требования; причины непослушания детей; потребности детей, как справиться с гневом, что такое родительский стресс и как справиться с ним, как мы можем программировать своих детей на неудачи или депрессивное состояние и т.д. − С марта 2021 года в гимназии работает школьная служба примирения. Команда ШСП приняла участие в городском конкурсе “Искусство диалога” и стала победителем в номинации “Лучший дизайн листовки/флаера в формате инфографика”. 9. Защита детей от информации, которая может принести вред, в том числе деструктивные сообщества, профилактика вовлечения несовершеннолетних в незаконную деятельность: классные руководители по возможности отслеживают социальные сети обучающихся, по результатам ведется профилактическая работа и с обучающимися и родителями; разработаны тематические классные часы и родительские собрания; на стендах соц. реклама, организованы встречи с сотрудниками правоохранительных органов. 10. Профилактика агрессивного поведения несовершеннолетних: выездные классные часы; спортивные мероприятия; Акции гимназии, направленные на благотворительность; индивидуальная работа с детьми группы «риска». 11. Мониторинг учетных записей обучающихся: классные руководители регулярно отсматривают социальные сети своих учеников, в случае необходимости планируется и проводится комплексная работа; постоянно звучит призыв к родителям отслеживать «странички» своих детей в социальных сетях, в случае необходимости незамедлительно обращаться к специалистам гимназии. 12. Профориентационная работа: гимназия несколько лет подряд принимает участие в проектах: − «Профи-дебют: масштаб – город»; − «Проектория», − «Билет в будущее». Проводятся тематические классные часы; встречи с выпускниками гимназии; экскурсии на производство. Сотрудничество с организациями: «Максимум», «Центр ЕГЭ». Встречи, мастер классы с учениками 8х, 10х классов. Встречи специалистов с родителями на родительских собраниях, индивидуальные консультации. 13. Работа по вовлечению несовершеннолетних в досуговую деятельность (в учебное, каникулярное время, летний отдых): В системе дополнительного образования гимназии занято 259 обучающихся; платные образовательные услуги 389 обучающихся; 79,4% обучающихся гимназии заняты дополнительно вне школы. Организация каникулярного и летнего отдыха детей планируется заранее, каждый классный руководитель имеет полное представление о том, где проводят каникулярное время обучающиеся. 14. Повышение компетентности педагогических работников по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних: методические семинары для педагогов гимназии, организованные психологической службой гимназии совместно с заместителем директора по ПР; семинары-практикумы центра «ДИАЛОГ». Курсы повышения квалификации на базе МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», ИРО. Работает гимназическая «Методическая копилка», которая размещена в виртуальном пространстве. Материалы пополняются в системе по всем видам профилактической работы. Доступ к материалам имеется у всех членов педагогического коллектива. 15. На ВШУ обучающихся нет, на учете в полиции нет, на учете в ТКДНиЗП нет, на учете в СОП нет. II. Оценка системы управления организацией Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Таблица 4 Органы управления, действующие в гимназии Наименование органа Функции Директор Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие всех субъектов организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство гимназией Наблюдательный совет В Учреждении создан Наблюдательный совет в составе девяти членов. В состав Наблюдательного совета входят представители Учредителя, Департамента по управлению муниципальным имуществом, представители трудового коллектива Учреждения и представители общественности. Педагогический совет Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью гимназии, в том числе рассматривает вопросы: − развития образовательных услуг; − регламентации образовательных отношений; − разработки образовательных программ; − выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; − материально-технического обеспечения образовательного процесса; − аттестации, повышения квалификации педагогических работников; − координации деятельности методических объединений Общее собрание работников Совет родителей Совет обучающихся Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Учреждения принимает решения по вопросам, отнесенным действующим законодательством к компетенции Общего собрания работников Учреждения. Деятельность Общего собрания работников Учреждения, структура, порядок формирования и организация деятельности регламентируется Положением об Общем собрании работников Учреждения. Трудовой коллектив составляют все работники Учреждения. Полномочия трудового коллектива Учреждения осуществляются Общим собранием работников Учреждения. Для содействия Учреждению в решении вопросов, связанных с образовательным процессом, оказанием помощи в воспитании и обучении обучающихся в Учреждении создан Совет родителей. Деятельность Совета родителей регулируется Положением о Совете родителей. В Учреждении действует Совет обучающихся, созданный для активизации деятельности ученического коллектива, его развития, формирования у обучающихся активной жизненной позиции, лидерских качеств, воспитания гражданственности и чувства ответственности перед обществом. В целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, вопросов применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания создается Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Для осуществления учебно-методической работы в гимназии создано шесть методических объединений: − русского языка и литературы; − математики; − предметов естественнонаучного цикла; − иностранных языков; − истории, обществознания и права; − искусства и физической культуры; − классных руководителей. По итогам 2021 года система управления Гимназией оценивается как эффективная, позволяющая учесть мнение работников и всех участников образовательных отношений. III. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся Система оценки качества образования МАОУ Гимназии № 202 «Менталитет» представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуальнометодологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательного учреждения и его системы, качества образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования. Целями внутригимназической системы оценки качества образования являются: получение объективной информации о степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям государственных и социальных стандартов; о состоянии качества образования в МАОУ Гимназии № 202 «Менталитет», тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; обеспечение сопоставимости образовательных достижений обучающихся, различных образовательных программ и технологий обучения; определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствия нормам и требованиям стандартов, оценка реализации инновационных введений; повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве образования в школе; обеспечение единого образовательного пространства; поддержание устойчивого развития образовательной системы; принятие обоснованных и своевременных управленческих решений. Таблица 5 Учебныйгод 2018/2019 2019/2020 Математика Русский язык Успеваемость Качество 100 86 Средний балл Успеваемость Качество 100 78 4,16 Средний балл 4,3 Отменены 2020/2021 100 84 4,24 100 93 4,3 Из представленной таблицы видно, что успеваемость по математике и русскому языку в течение трех лет стабильно составляет 100 процентов, качество повысилось на 15 процентов по русскому языку, понизилось на 2 процента по математике. Все обучающиеся успешно закончили учебный год и получилиаттестаты. Количество обучающихся, получивших в 2020/2021 учебном году аттестат об основном общем образовании с отличием, – семь человек, что составило 9 процентов от общей численности выпускников. Таблица 5 Среднее значение, тестовыйбалл Доля не преодолевших минимальны й порог, % Доля по группам баллов в 2021 г., % 1 Русский язык 75 78,12 76,35 0 0 от минимальног о порога до 60 баллов 8 2 Математика профильная 46 64,31 64,86 3,44 0 39,13 47,82 13,04 0 3 Физика 11 71,11 52,18 0 0 72,72 27,27 0 0 4 Химия 7 60,28 64,57 14,28 14,28 14,28 42,85 28,57 0 6 Биология 8 61,39 55,25 0 12,5 50 25 12,5 0 7 История 19 63,66 52,84 0 5,26 68,42 26,31 0 0 8 География 1 0 65 0 0 0 100 0 0 17 81,22 71,76 0 0 23,52 52,94 23,52 0 39 64,92 70,15 7,14 0 25,64 48,71 25,64 0 Код 9 12 Предмет Английскийязык Обществознание Всего участнико в 2020 2021 2020 2021 от 61 до 80 баллов от 81 до 99 баллов 100 бальники 56 34,66 1,33 18 Литература 8 75 74,5 0 0 12,5 50 37,5 0 25 Информатика иИКТ (КЕГЭ) 12 0 63,5 0 8,33 33,33 50 8,33 0 IV. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования По результатам анкетирования 2021 года выявлено, что количество родителей, которые удовлетворены качеством предоставления образовательных услуг в гимназии, – 87% (что выше на 5% в сравнении с прошлым годом), количество обучающихся, удовлетворенных образовательным процессом, – 79% (что выше на 2% в сравнении с прошлым годом). Таким образом, оценка направления «Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность» внутренней системы оценки качества образования МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет» выявила удовлетворительный уровень обеспечения ресурсами МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет», компетентность работы управленческого и педагогического коллектива, высокую степень удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей). V. Участие в олимпиадах В 2020 году проанализированы результаты участия обучающихся МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет» в олимпиадах всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней. В 2021-2022 гимназисты МАОУ Гимназия №202 «Менталитет» приняли активное участие во всероссийской олимпиаде школьников 422 обучающихся, что составляет 80%. Обучающиеся приняли участие в олимпиадах по 20 предметам из 24. Не участвовали в олимпиадах по ОБЖ, физкультуре, испанскому и итальянскому языках. Общее количество участников – 559 человеко/олимпиад, 359 – призёров, 100 победителей Количество участников ВсОШ - школьный этап 250 1 91 200 18 1 171077 150 100 50 0 7982 87 45 63 Школьный ВсОШ в % 56 6545 51 этап 4241 4837 32 34 33 30 27 Русский язык 612 1010 2 3 2 2 Экология 100 Английский язык 80 Обществознание Экономика 48 60 41 49 Информатика Технология 33 40 55 13 15 18 25 24 2 5 2 География Литература 29 6 0 24 43 2020-20210 2021-2022 18 0 44 0 25 18 История Хи1м 00ия 20 25 25 50 44 Китайский язык Право 100 Астрономия Математика 75 Немецкий язык Искусство Победители 21/22 Призеры21/22 Победители 20/21 18 04 54 Призеры 20/21 43 45 VI. Оценка востребованности выпускников Статистика последних 4х лет о выборе выпускниками гимназии высших учебных заведений демонстрирует стабильно высокий процент поступления в Уральский Федеральный университет (50% и выше). Кроме того, отмечается востребованность и других ВУЗов г.Екатеринбурга: УрГЭУ-СИНХ, УГМА, УрГПУ VII. Инновации в организации образовательного процесса МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет» является площадкой для различных иновационных программ: - территориальный ресурсный центр Департамента образования Администрации города Екатеринбурга (распоряжение Департамента образования Администрации города Екатеринбурга № 118/46/36 от 01.02.2021 года); - экспериментальная площадка ФГБОУ ВО «УрГПУ» по теме: «Научно- методическое сопровождение общеобразовательной организации по реализации профильного обучения в соответствии с ФГОС» до 30.06.2023 года (свидетельство № 73 от08.02.2021 года, приказ ФГБОУ ВО «УрГПУ» № 1П/-12 от 08.02.2021 года) VIII. Оценка качества кадрового обеспечения На период самообследования в гимназии работают 36 педагогических работников, из них 7 — внешних совместителей, 11 - внутренних совместителей. Из них 100% имеют высшее образование. В 2021 году аттестацию прошли 4 человека — 3 на высшую квалификационную категорию, 1 на первую квалификационную категорию. Аттестовано всего (на декабрь 2021 года) 34 человека, что составляет 87,2% от числа всех педагогических работников. Среди них высшую квалификационную категорию имеют 20 человек (51,3%), первую - 14 человек (39%), не имеют категории 5 человек (4 - молодые педагоги, 1 - не истек двухлетний срок после отпуска по уходу за ребенком) 12,8%. Средний возраст педагогов - 45 лет. Доля по стажу: до 2-х лет - 4 человека (9,8%), до 5 лет - 1 человек (2,4%); до 10 лет – 5 человек (12,2%); от 10 до 20 лет - 3 человека (7,3%); свыше 20 лет - 28 человек (68,3%). Доля учителей-мужчин - 13% (5 человек). Таблица 6 Информация о педагогических и руководящих работниках, имеющих отраслевые награды «Заслуженный учитель РФ» 1 «Ветеран труда» 5 Почетная грамота Министерства образования РФ 7 Знак «Почетный работник общего образования» 2 Медаль «За службу в образовании» 1 Областные награды (Почетные грамоты Правительства Свердловской области, МОПОСО, 14 Губернатора) Почетная грамота Законодательного собрания Свердловской области 1 Всего № п/п 1 2 31 (75,6%) Таблица 7 Информация об участии в профессиональных конкурсах Участие в профессиональных конкурсах различных уровней Кол-во Количество штатных педагогических и руководящих работников, принявших участие в 7 профессиональных конкурсах различного уровня (всего) Количество штатных педагогических и руководящих работников, победителей и призеров 6 профессиональных конкурсов различного уровня (всего) В 2021 г. в гимназии были созданы оптимальные условия для прохождения процедуры аттестации, обеспечивающие системную организацию и проведение аттестации педагогических работников, не противоречащие действующему законодательству в сфере образования. Процедуру аттестации прошли 4 учителей: 2 педагогических работника подтвердили соответствие высшей квалификационной категории, 1 учитель повысил квалификационную категорию, 1 учитель подтвердил 1 квалификационную категорию. Все аттестационные мероприятия педагогов были успешно осуществлены. В ходе аттестационных процессов все педагогические работники достойно представили экспертной комиссии и педагогическому сообществу результаты своей педагогической деятельности, подтвердили профессиональную компетентность в соответствии с заявленными квалификационными категориями и получили заявленные квалификационные категории. Не аттестованных в 2021 году и не подтвердивших заявленные категории педагогических работников в МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет» не было. В целях повышения качества образовательной деятельности в гимназии проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии, в соответствии потребностями гимназии и требованиями действующего законодательства. Основные принципы кадровой политики направлены: ● на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала; ● создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях; ● повышения уровня квалификации персонала. Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации, являющееся одним из условий, которое определяет качество подготовки обучающихся, необходимо констатировать следующее: ● образовательная деятельность в гимназии обеспечена квалифицированным профессиональным педагогическим составом; ● в гимназии создана устойчивая целевая кадровая система, в которой осуществляется подготовка новых кадров из числа собственных выпускников; ● кадровый потенциал гимназии динамично развивается на основе целенаправленной работы по повышению квалификации педагогов. В 2021 году 26 педагогических работников прошли курсы повышения квалификации (КПК) по новым ФГОС в соответствии с приказом Минпросвещения России №287 от 31.05.21. КПК по направлениям функциональной грамотности (естественно-научная, читательская, финансовая, математическая) прошли 17 педагогических работников. 18 педагогических работников прошли КПК по работе в различных предметных областях (русский язык и литература, математика, иностранные языки, информатика, технология, история и обществознание, естественные науки, физическая культура). 20 педагогических работников прошли КПК “Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ”. 10 педагогических работников прошли КПК “Навыки оказания первой помощи в образовательной организации”, “Безопасность образовательной среды”. 1 педагогический работник прошел КПК “Организация аттестации педагогических работников в современных условиях”. 30 педагогических работников обучались на курсах разнообразной направленности, соответствующей их интересам, например: “Воспитание в школе: риски имитации и условия результативности”, “Технологии повышения качества образования в школе с низкими образовательными результатами обучающихся”, «Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС: структура, технологии, критериальное оценивание». В период дистанционного обучения все педагоги Школы успешно освоили онлайн-сервисы, применяли цифровые образовательные ресурсы, вели электронные формы документации, в том числе электронный журнал и дневники учеников. 25% педагогов прошли обучение по вопросам организации дистанционного обучения в объеме от 16 до 72 часов. Семь педагогов приняли участие в записи уроков для трансляции на региональном телевизионном канале в рамках проекта «Открытые уроки». 10 педагогов прошли повышение квалификации — освоили учебный курс «Основы компьютерной грамотности и использование ИКТ в решении профессиональных задач в условиях пандемии», онлайн-курс повышения квалификации «Современные образовательные информационные технологии (EdTech) в работе учителя» на сайте foxford.ru, онлайн курс Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании «Методика создания и проведения электронных презентаций». В связи с введением в 2021 году электронного документооборота работники, чьи трудовые функции связаны с оформлением документов, прошли обучающие курсы по пользованию информационной платформой «1С: Предприятие» от разработчиков и “Обработка персональных данных”. В 2021 году 20 учителей прошли диагностику профессиональных дефицитов в ЦНППМ “Учитель будущего” и получили высокие результаты. Итог: 100% педагогических работников обучались на курсах повышения квалификации в 2021 году. 100% педагогических работников посетили семинары, вебинары, мастер-классы различной направленности (“Современный урок”, “ФГОС”, “Критериальное оценивание”, “Подготовка к ГИА” и по предметам школьной программы) в течение 2021 года. На основе диагностики профессиональных дефицитов каждый учитель совместно с персональным куратором в 2022 году разработает индивидуальный образовательный маршрут для более точного и эффективного повышения квалификации и совершенствования профессиональных и личных качеств. IX. Оценка качества учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения Библиотечный фонд - 9,3 тыс. экз., соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный перечень, утвержденный приказом Минобрнауки от 20.05.2020 № 254. В библиотеке оборудован читальный зал с богатой подборкой энциклопедической литературы, использующейся учениками в проектной, реферативной, научно- исследовательской деятельности, большая медиатека (более пятисот дисков и видеокассет), электронные образовательные ресурсы. Ежегодно выписывается более 30 методических изданий. В библиотеке находятся 1 компьютер и интерактивная доска свободного доступа с выходом в Интернет . Состав фонда и его использовани Таблица 8 Количество экземпляров Наименование показателей Выбыло за отчетный год Поступило за отчетный год Состоит на учете Общий объем фонда библиотеки 1 704 0 11 744 Из него: учебники 1 704 0 9 980 Учебные пособия 0 0 90 Художественная литература 0 0 724 Справочный материал 0 0 680 0 11 744 Аудиовизуальные документы 0 0 0 Документы на микроформах 0 0 0 Электронные документы 0 0 0 Печатные издания: 1 704 Средний уровень посещаемости библиотеки — 30 человек в день. На официальном сайте Гимназии есть страница библиотеки с информацией о работе и проводимых мероприятиях библиотеки Гимназии. Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Однако требуется дополнительное финансирование библиотеки на закупку периодических изданий и обновление фонда художественной литературы. X. Оценка материально-технической базы Гимназия располагается в нетиповом 4 этажном здании школы, год постройки - 1959. Косметический ремонт здания осуществляется ежегодно. Оборудованы 32 учебных кабинета: кабинет информатики (на 13 компьютеров), 2 мобильных кабинета, 2 аппаратно-программных комплекса, кабинеты физики, химии, биологии, технологии с лаборантскими комнатами, спортивный и актовый залы. Для организации образовательного процесса оборудован библиотечно-информационный центр. На территории гимназии имеется спортивная площадка. Кабинеты оснащены необходимым мультимедийным оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебновспомогательными материалами и соответствуют всем требованиям для успешной реализации теоретической и практической частей основных общеобразовательных программ в соответствии с видом образовательного учреждения. В гимназии создано единое информационное пространство, работает сайт, который обновляется дважды в месяц. На сайте гимназии ежегодно публикуется отчет о самообследовании. Информационные технологии широко используются в представлении различных исследовательских проектов, а также в управлении гимназией. Действует локальная сеть, обеспечен свободный доступ к сети Интернет для педагогических работников и обучающихся, при условии фильтрации контента и использования лицензионного оборудования. Используются различные способы обработки и хранения информации: на бумажных, на электронных носителях. Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет» Таблица 9 Наименование Количество Наличие компьютерной базы Количество персональных ЭВМ (показывается количество всех имеющихся ПК), учитывая ноутбуки 40 из них: - приобретённых за последние три года (ед.) 6 - используются в учебных целях (показывается количество ПК из всех имеющихся, которые используются в учебных целях) 40 Наличие кабинетов основ информатики и ИКТ (при отсутствии таких кабинетов поставить «0»), учитывая мобильный кабинет (ед.) 1 в них рабочих мест с ЭВМ (мест), кроме рабочего места учителя 13 Наличие библиотечно-информационного центра (ед.) 1 - рабочих мест с ЭВМ (мест), кроме рабочего места библиотекаря 1 Количество интерактивных досок 15 Количество мультимедийных проекторов 21 Подключено ли учреждение к сети Интернет (да, нет) да тип подключения: модем, выделенная линия, спутниковое выделенная линия Количество персональных ЭВМ, подключённых к сети Интернет (ед.) 58 Количество персональных ЭВМ в составе локальных сетей (ед.) 13 Наличие в учреждении электронной почты (да, нет) да Имеет ли учреждение собственный сайт в сети Интернет (да, нет) да Дополнительное оборудование: Аудио и видеотехника Магнитола Музыкальный центр Телевизор DVD-плеер Видеокамера Видеоплеер 3 3 9 7 7 1 1 Множительная и копировальная техника Телефакс Сканер Принтер МФУ Копир 1 3 15 4 2 Другое Экраны 9 Результаты анализа показателей деятельности организации Данные приведены по состоянию на 30 декабря 2021 года. Показатели Единица измерения Количество Общая численность учащихся человек 524 Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования человек 0 Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования человек 424 Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования человек 100 Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся человек (процент) 315 (60%) Средний балл ГИА выпускников 9 класса по русскому языку балл 4.3 Средний балл ГИА выпускников 9 класса по математике балл 4,24 Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по русскому языку балл 4 Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по математике балл 4 Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому языку, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по математике, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 0 (0%) Образовательная деятельность Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые не получили аттестаты, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые не получили аттестаты, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 12 (16%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 10 (13%) Численность (удельный вес) учащихся, которые принимали участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, от общей численности обучающихся человек (процент) 524 (100%) Численность (удельный вес) учащихся — победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов от общей численности обучающихся, в том числе: человек (процент) — регионального уровня 29 (0,6%) — федерального уровня 3 (0,05%) — международного уровня 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся по программам с углубленным изучением отдельных учебных предметов от общей численности обучающихся человек (процент) 424 (100%) Численность (удельный вес) учащихся по программам профильного обучения от общей численности обучающихся человек (процент) 75 (75%) Численность (удельный вес) учащихся по программам с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ от общей численности обучающихся человек (процент) 75 (14%) Общая численность педработников, в том числе количество педработников: человек — с высшим образованием 36 — высшим педагогическим образованием 36 — средним профессиональным образованием 0 — средним профессиональным педагогическим образованием 0 Численность (удельный вес) педработников с квалификационной категорией от общей численности таких работников, в том числе: человек (процент) — с высшей 20 (51%) — первой 14 (39%) Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников с педагогическим стажем: человек (процент) — до 5 лет 5 (12%) — больше 30 лет 2 (5%) Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников в возрасте: — до 30 лет человек (процент) — от 55 лет 6 (14,6%) 8 (19,5%) Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые за последние 5 лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку, от общей численности таких работников человек (процент) 41 (100%) Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые прошли повышение квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС, от общей численности таких работников человек (процент) 41 (100%) Количество компьютеров в расчете на одного учащегося единиц 0,175 Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы от общего количества единиц библиотечного фонда в расчете на одного учащегося единиц 7 Инфраструктура Наличие в школе системы электронного документооборота да/нет да Наличие в школе читального зала библиотеки, в том числе наличие в ней: да/нет да — рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке да — медиатеки да — средств сканирования и распознавания текста да — выхода в интернет с библиотечных компьютеров да — системы контроля распечатки материалов да Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут пользоваться широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с, от общей численности обучающихся человек (процент) 524 (100%) Общая площадь помещений для образовательного процесса в расчете на одного обучающегося кв. м 3,13 Анализ показателей указывает на то, что Гимназия имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС общего образования. Гимназия укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что позволяет обеспечивать стабильных качественных результатов образовательных достижений обучающихся.