РП Эл.ОиП 10-11 класс

Приложение № 1
основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ Гимназии № 202 «Менталитет»,
утвержденной приказом № 117 от 28.08.2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Элективный курс обществознание и право (ЭлОиП)»
10 – 11 класс
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать: российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн); гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности; готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и
самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; навыки
сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; осознанный выбор
будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение
к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем; сформированность
экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы

деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность
и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение
навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать
средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности; умение определять назначение и функции
различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии
как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для
учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно
общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения
основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего
успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Изучение курса «Обществознание и право» должно обеспечить: сформированность
мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской
идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным
Конституцией Российской Федерации; понимание роли России в многообразном, быстро
меняющемся глобальном мире; сформированность навыков критического мышления,
анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для
общественных наук; формирование целостного восприятия всего спектра природных,
экономических, социальных и правовых реалий; сформированность умений обобщать,
анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к
общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации
данных различных источников; владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по
тематике юридической науки.
Требования к предметным результатам освоения базового курса права должны
отражать:
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме
и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности,
правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как
основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в
Российской Федерации;
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства,
правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

6) сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов
поведения;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского,
трудового, уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных
юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных
правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации,
умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
Выпускник научится:

опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и
формам;

выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;

характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;

различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых
норм как вида социальных норм;

различать субъекты и объекты правоотношений;

дифференцировать правоспособность, дееспособность;

оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения
человека, делать соответствующие выводы;

оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие
правопорядка и законности в Российской Федерации;

характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон
государства, определяющий государственное устройство Российской Федерации;

осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации,
уважению прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;

формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи
между государством и человеком;

устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина
Российской Федерации;

называть элементы системы органов государственной власти в Российской
Федерации;

различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания
Российской Федерации;

выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных
органов в Российской Федерации;

описывать законодательный процесс как целостный государственный
механизм;

характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;

объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного
самоуправления в Российской Федерации;

характеризовать и классифицировать права человека;

объяснять основные идеи международных документов, направленных на
защиту прав человека;

характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное,
уголовное, налоговое право как ведущие отрасли российского права;

характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать
организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав
потребителя;

иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности,
различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданскоправового договора;

иллюстрировать
примерами
привлечение
к
гражданско-правовой
ответственности;

характеризовать права и обязанности членов семьи;

объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;

характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников
этих правоотношений;

раскрывать содержание трудового договора;

разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в
трудовых отношениях;

иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и
привлечение к дисциплинарной ответственности;

различать виды административных правонарушений и описывать порядок
привлечения к административной ответственности;

дифференцировать виды административных наказаний;

дифференцировать виды преступлений и наказания за них;

выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

различать права и обязанности налогоплательщика;

анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных
ситуациях определять признаки правонарушения;

различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно
применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;

высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней
убежденности в необходимости соблюдения норм права;

различать виды юридических профессий.
Выпускник получит возможность научиться:

различать предмет и метод правового регулирования;

выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;

различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской
Федерации и в рамках других отраслей права;

выявлять особенности референдума;

различать основные принципы международного гуманитарного права;

характеризовать основные категории обязательственного права;

целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;

выявлять способы защиты гражданских прав;

определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;

различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры
правовыми способами;

описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;

соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;

применять правовые знания для аргументации собственной позиции в
конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.


СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО»
10 – 11 классы
Роль права в жизни человека и общества. Что такое право. Юриспруденция как
важная отрасль человеческих знаний. Особенности и закономерности возникновения права.
Принципы, аксиомы и презумпции права. Система регулирования общественных отношений

Теоретические основы права как системы. Система права. Правотворчество и
процесс формирования права. Формы права. Действие норм права во времени и в
пространстве. Реализация права. Толкование права: задачи и особенности.
Правоотношения и правовая культура. Правоотношения и их виды.
Правонарушения и их характеристика. Юридическая ответственность. Правосознание и
правовая культура. Правовые системы современности.
Государство и право. Понятие государства и его признаки. Теории происхождения
государства. Сущность и функции государства. Форма государства. Организация власти и
управления в стране. Правовое государство и его сущность. Конституция РФ – Основной
закон государства. Гражданство как правовая категория. Правовой статус человека в
демократическом государстве. Избирательные системы и их виды.
Правосудие и правоохранительные органы. Защита прав человека в государстве.
Правоохранительные органы РФ
Гражданское право. Гражданское право как отрасль российского права. Субъекты
гражданско-правовых отношений. Обязательственное право. Понятие и сущность договора.
Виды договоров. Право собственности и его виды. Общая собственность и порядок защиты
права собственности. Защита неимущественных прав. Гражданско-правовая ответственность
и способы защиты гражданских прав. Государство как субъект экономических отношений.
Предпринимательство и
предпринимательское
право.
Правовое
регулирование
предпринимательской деятельности. Права потребителей. Наследственное право.
Семейное право. Правовые нормы института брака. Родители и дети: правовые основы
взаимоотношений.
Жилищное право. Жилищные правоотношения.
Трудовое право. Трудовое право в жизни людей. Занятость и трудоустройство.
Трудовые правоотношения. Правовое регулирование труда несовершеннолетних.
Административное право и административный процесс. Административное право
(правоотношения, правонарушения, ответственность). Административный спор.
Уголовное право. Сущность уголовного права. Преступление и наказание. Уголовный
процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних.
Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни. Пенсионная
система и страхование. Экологическое право. Правовое регулирование отношений в области
образования. Профессиональная юридическая деятельность. Профессиональная юридическая
деятельность.
Международное право. Международное право как основа взаимоотношений
государств. Международная защита прав человека. Международное гуманитарное право и
права человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО»
10 – 11 классы
№ п/п

Разделы, темы

1
2
3
4
5
6

10 КЛАСС
(35 ч.)
Роль права в жизни человека и общества
Теоретические основы права как системы
Правоотношения и правовая культура
Государство и право.
Правосудие и правоохранительные органы.
Повторительно-обобщающий урок

Количество
часов

5
8
7
11
3
1

Итого

35
11 КЛАСС
(34 ч.)

7
8
9
10
11
12
13
Итого

Гражданское право.
Семейное, жилищное, трудовое право.
Административное право и административный процесс.
Уголовное право и уголовный процесс.
Правовое регулирование в различных сферах общественной
жизни.
Международное право.
Повторительно-обобщающий урок

12
8
2
2
5
5
1
34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО
10 КЛАСС
(35 ч.)
№п/п

Раздел, тема.

К/ч

Роль права в жизни человека и общества
1

Введение. Что такое право.

1

2

Юриспруденция как важная отрасль человеческих знаний

1

3

Особенности и закономерности возникновения права

1

4

Принципы, аксиомы и презумпции права

1

5

Система регулирования общественных отношений

1

Тема 1. Теоретические основы права как системы
6

Система права

1

7

Правотворчество и процесс формирования права

1

8

Формы права

1

9

Формы права

1

10

Действие норм права во времени и в пространстве

1

11

Реализация права

1

12

Толкование права: задачи и особенности

1

13

Повторение и обобщение по теме: Теоретические основы права как 1
системы.
Тема 2. Правоотношения и правовая культура

14

Правоотношения и их виды

1

15

Правоотношения и их виды

1

16

Правонарушения и их характеристика

1

17

Юридическая ответственность

1

18

Правосознание и правовая культура

1

19

Правовые системы современности

1

20

Повторение и обобщение по теме: Правоотношения и правовая
культура.

1

Тема 3. Государство и право
21

Понятие государства и его признаки

1

конспект

22

Теории происхождения государства

1

конспект

23

Сущность и функции государства

1

конспект

24

Форма государства

1

конспект

25

Организация власти и управления в стране

1

конспект

26

Правовое государство и его сущность

1

конспект

27

Конституция РФ – Основной закон государства

1

конспект

28

Гражданство как правовая категория

1

29

Правовой статус человека в демократическом государстве

1

30

Избирательные системы и их виды

1

31

Повторение и обобщение по теме: Государство и право.

1

Тема 4. Правосудие и правоохранительные органы
32

Защита прав человека в государстве

1

33

Правоохранительные органы РФ

1

34

Итоговая контрольная работа.

1

34
Итого

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО
11 КЛАСС
(34 ч.)
№

Раздел, тема.

К/ч

Тема 1. Гражданское право
1

Гражданское право как отрасль российского права.

1

2

Субъекты гражданско-правовых отношений.

1

3

Обязательственное право

1

4

Понятие и сущность договора. Виды договоров.

1

5

Право собственности и его виды.

1

6

Общая собственность и порядок защиты права собственности.
Защита неимущественных прав.

1

7

Гражданско-правовая ответственность и способы защиты
гражданских прав.

1

8

Государство как субъект экономических отношений.

1

9

Предпринимательство и предпринимательское право.

1

10

Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

1

11

Права потребителей.

1

12

Наследственное право.

1
Тема 2. Семейное право

13

Правовые нормы института брака.

1

14

Родители и дети: правовые основы взаимоотношений.

1

Тема 3. Жилищное право
15

Жилищные правоотношения.

1

16

Контрольная работа № 1

1
Тема 4. Трудовое право

17

Трудовое право в жизни людей.

1

18

Занятость и трудоустройство.

1

19

Трудовые правоотношения

1

20

Правовое регулирование труда несовершеннолетних.

1

Тема 5. Административное право и административный процесс
21

Административное право (правоотношения, правонарушения,
ответственность).

1

22

Как разрешить административный спор.

1

Тема 6. Уголовное право
23

Сущность уголовного права. Преступление и наказание.

1

24

Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам
несовершеннолетних

1

Тема 7. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни
25

Пенсионная система и страхование

1

26

Экологическое право.

1

27

Правовое регулирование отношений в области образования.

1

28

Профессиональная юридическая деятельность.

1

29

Профессиональная юридическая деятельность.

1

Тема 8. Международное право
30

Международное право как основа взаимоотношений государств.

1

31

Международная защита прав человека.

1

32

Международное гуманитарное право и права человека.

1

33

Итоговое повторение.

1

Итого

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».