Приложение № 1
основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ Гимназии № 202 «Менталитет»,
утвержденной приказом № 117 от 28.08.2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Элективный курс обществознание и право (ЭлОиП)»
10 – 11 класс
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать: российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн); гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности; готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и
самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; навыки
сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; осознанный выбор
будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение
к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем; сформированность
экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность
и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение
навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать
средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности; умение определять назначение и функции
различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии
как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для
учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно
общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения
основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего
успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Изучение курса «Обществознание и право» должно обеспечить: сформированность
мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской
идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным
Конституцией Российской Федерации; понимание роли России в многообразном, быстро
меняющемся глобальном мире; сформированность навыков критического мышления,
анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для
общественных наук; формирование целостного восприятия всего спектра природных,
экономических, социальных и правовых реалий; сформированность умений обобщать,
анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к
общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации
данных различных источников; владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по
тематике юридической науки.
Требования к предметным результатам освоения базового курса права должны
отражать:
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме
и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности,
правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как
основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в
Российской Федерации;
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства,
правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов
поведения;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского,
трудового, уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных
юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных
правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации,
умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
Выпускник научится:
опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и
формам;
выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;
характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых
норм как вида социальных норм;
различать субъекты и объекты правоотношений;
дифференцировать правоспособность, дееспособность;
оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения
человека, делать соответствующие выводы;
оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие
правопорядка и законности в Российской Федерации;
характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон
государства, определяющий государственное устройство Российской Федерации;
осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации,
уважению прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи
между государством и человеком;
устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина
Российской Федерации;
называть элементы системы органов государственной власти в Российской
Федерации;
различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания
Российской Федерации;
выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных
органов в Российской Федерации;
описывать законодательный процесс как целостный государственный
механизм;
характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного
самоуправления в Российской Федерации;
характеризовать и классифицировать права человека;
объяснять основные идеи международных документов, направленных на
защиту прав человека;
характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное,
уголовное, налоговое право как ведущие отрасли российского права;
характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать
организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав
потребителя;
иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности,
различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданскоправового договора;
иллюстрировать
примерами
привлечение
к
гражданско-правовой
ответственности;
характеризовать права и обязанности членов семьи;
объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников
этих правоотношений;
раскрывать содержание трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в
трудовых отношениях;
иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и
привлечение к дисциплинарной ответственности;
различать виды административных правонарушений и описывать порядок
привлечения к административной ответственности;
дифференцировать виды административных наказаний;
дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
различать права и обязанности налогоплательщика;
анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных
ситуациях определять признаки правонарушения;
различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно
применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней
убежденности в необходимости соблюдения норм права;
различать виды юридических профессий.
Выпускник получит возможность научиться:
различать предмет и метод правового регулирования;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской
Федерации и в рамках других отраслей права;
выявлять особенности референдума;
различать основные принципы международного гуманитарного права;
характеризовать основные категории обязательственного права;
целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
выявлять способы защиты гражданских прав;
определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;
различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры
правовыми способами;
описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
применять правовые знания для аргументации собственной позиции в
конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО»
10 – 11 классы
Роль права в жизни человека и общества. Что такое право. Юриспруденция как
важная отрасль человеческих знаний. Особенности и закономерности возникновения права.
Принципы, аксиомы и презумпции права. Система регулирования общественных отношений
Теоретические основы права как системы. Система права. Правотворчество и
процесс формирования права. Формы права. Действие норм права во времени и в
пространстве. Реализация права. Толкование права: задачи и особенности.
Правоотношения и правовая культура. Правоотношения и их виды.
Правонарушения и их характеристика. Юридическая ответственность. Правосознание и
правовая культура. Правовые системы современности.
Государство и право. Понятие государства и его признаки. Теории происхождения
государства. Сущность и функции государства. Форма государства. Организация власти и
управления в стране. Правовое государство и его сущность. Конституция РФ – Основной
закон государства. Гражданство как правовая категория. Правовой статус человека в
демократическом государстве. Избирательные системы и их виды.
Правосудие и правоохранительные органы. Защита прав человека в государстве.
Правоохранительные органы РФ
Гражданское право. Гражданское право как отрасль российского права. Субъекты
гражданско-правовых отношений. Обязательственное право. Понятие и сущность договора.
Виды договоров. Право собственности и его виды. Общая собственность и порядок защиты
права собственности. Защита неимущественных прав. Гражданско-правовая ответственность
и способы защиты гражданских прав. Государство как субъект экономических отношений.
Предпринимательство и
предпринимательское
право.
Правовое
регулирование
предпринимательской деятельности. Права потребителей. Наследственное право.
Семейное право. Правовые нормы института брака. Родители и дети: правовые основы
взаимоотношений.
Жилищное право. Жилищные правоотношения.
Трудовое право. Трудовое право в жизни людей. Занятость и трудоустройство.
Трудовые правоотношения. Правовое регулирование труда несовершеннолетних.
Административное право и административный процесс. Административное право
(правоотношения, правонарушения, ответственность). Административный спор.
Уголовное право. Сущность уголовного права. Преступление и наказание. Уголовный
процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних.
Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни. Пенсионная
система и страхование. Экологическое право. Правовое регулирование отношений в области
образования. Профессиональная юридическая деятельность. Профессиональная юридическая
деятельность.
Международное право. Международное право как основа взаимоотношений
государств. Международная защита прав человека. Международное гуманитарное право и
права человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО»
10 – 11 классы
№ п/п
Разделы, темы
1
2
3
4
5
6
10 КЛАСС
(35 ч.)
Роль права в жизни человека и общества
Теоретические основы права как системы
Правоотношения и правовая культура
Государство и право.
Правосудие и правоохранительные органы.
Повторительно-обобщающий урок
Количество
часов
5
8
7
11
3
1
Итого
35
11 КЛАСС
(34 ч.)
7
8
9
10
11
12
13
Итого
Гражданское право.
Семейное, жилищное, трудовое право.
Административное право и административный процесс.
Уголовное право и уголовный процесс.
Правовое регулирование в различных сферах общественной
жизни.
Международное право.
Повторительно-обобщающий урок
12
8
2
2
5
5
1
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО
10 КЛАСС
(35 ч.)
№п/п
Раздел, тема.
К/ч
Роль права в жизни человека и общества
1
Введение. Что такое право.
1
2
Юриспруденция как важная отрасль человеческих знаний
1
3
Особенности и закономерности возникновения права
1
4
Принципы, аксиомы и презумпции права
1
5
Система регулирования общественных отношений
1
Тема 1. Теоретические основы права как системы
6
Система права
1
7
Правотворчество и процесс формирования права
1
8
Формы права
1
9
Формы права
1
10
Действие норм права во времени и в пространстве
1
11
Реализация права
1
12
Толкование права: задачи и особенности
1
13
Повторение и обобщение по теме: Теоретические основы права как 1
системы.
Тема 2. Правоотношения и правовая культура
14
Правоотношения и их виды
1
15
Правоотношения и их виды
1
16
Правонарушения и их характеристика
1
17
Юридическая ответственность
1
18
Правосознание и правовая культура
1
19
Правовые системы современности
1
20
Повторение и обобщение по теме: Правоотношения и правовая
культура.
1
Тема 3. Государство и право
21
Понятие государства и его признаки
1
конспект
22
Теории происхождения государства
1
конспект
23
Сущность и функции государства
1
конспект
24
Форма государства
1
конспект
25
Организация власти и управления в стране
1
конспект
26
Правовое государство и его сущность
1
конспект
27
Конституция РФ – Основной закон государства
1
конспект
28
Гражданство как правовая категория
1
29
Правовой статус человека в демократическом государстве
1
30
Избирательные системы и их виды
1
31
Повторение и обобщение по теме: Государство и право.
1
Тема 4. Правосудие и правоохранительные органы
32
Защита прав человека в государстве
1
33
Правоохранительные органы РФ
1
34
Итоговая контрольная работа.
1
34
Итого
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО
11 КЛАСС
(34 ч.)
№
Раздел, тема.
К/ч
Тема 1. Гражданское право
1
Гражданское право как отрасль российского права.
1
2
Субъекты гражданско-правовых отношений.
1
3
Обязательственное право
1
4
Понятие и сущность договора. Виды договоров.
1
5
Право собственности и его виды.
1
6
Общая собственность и порядок защиты права собственности.
Защита неимущественных прав.
1
7
Гражданско-правовая ответственность и способы защиты
гражданских прав.
1
8
Государство как субъект экономических отношений.
1
9
Предпринимательство и предпринимательское право.
1
10
Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
1
11
Права потребителей.
1
12
Наследственное право.
1
Тема 2. Семейное право
13
Правовые нормы института брака.
1
14
Родители и дети: правовые основы взаимоотношений.
1
Тема 3. Жилищное право
15
Жилищные правоотношения.
1
16
Контрольная работа № 1
1
Тема 4. Трудовое право
17
Трудовое право в жизни людей.
1
18
Занятость и трудоустройство.
1
19
Трудовые правоотношения
1
20
Правовое регулирование труда несовершеннолетних.
1
Тема 5. Административное право и административный процесс
21
Административное право (правоотношения, правонарушения,
ответственность).
1
22
Как разрешить административный спор.
1
Тема 6. Уголовное право
23
Сущность уголовного права. Преступление и наказание.
1
24
Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам
несовершеннолетних
1
Тема 7. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни
25
Пенсионная система и страхование
1
26
Экологическое право.
1
27
Правовое регулирование отношений в области образования.
1
28
Профессиональная юридическая деятельность.
1
29
Профессиональная юридическая деятельность.
1
Тема 8. Международное право
30
Международное право как основа взаимоотношений государств.
1
31
Международная защита прав человека.
1
32
Международное гуманитарное право и права человека.
1
33
Итоговое повторение.
1
Итого
33