ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАУЧНЫЙ, ОБШЕКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИИ
Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых
аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность
человека.
Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно
столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала
приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной
и практической деятельности человека.
Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с
некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того, насколько
он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией индустриального
общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе.
Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в
следующих аспектах:
процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным его
воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах;
открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (что
постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).
Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная
с науки Нового времени) является именно создание технологий.
В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях:
были выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие алгоритма;
проанализирован феномен зарождающегося технологического общества;
исследованы социальные аспекты технологии.
Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)
радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности
для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации. Изменилась
структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный фактор.
Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые
послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса
информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно
новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение
информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и
рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые и
пр. Однако цифровая революция (её часто называют третьей революцией) является только прелюдией
к новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения самым
решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции
преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция
преподавания предметной области «Технология»).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ
ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Основной целью освоения предметной области «Технология» является формирование
технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для
перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Задачами курса технологии являются:
овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как
необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни
в этом социуме технологиями;
овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию
материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических,
социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной
безопасности;
формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к
предложению и осуществлению новых технологических решений;
формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых
инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;
развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к
будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных
предпочтений.
Как подчёркивается в Концепции преподавания предметной области «Технология», ведущей
формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является проектная
деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной задачи до
получения конкретных значимых результатов. Именно в процессе проектной деятельности
достигается синтез многообразия аспектов образовательного процесса, включая личностные интересы
обучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна осуществляться в определённых
масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую деятельность и использовать знания,
полученные обучающимися на других предметах.
Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для
образования категории «знания», а именно:
понятийное знание, которое складывается из набора понятий, характеризующих данную
предметную область;
алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к
желаемому результату при соблюдении определённых условий;
предметное знание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей,
применяемых в той или иной предметной области;
методологическое знание — знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов.
Как и всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимые аспекты
действительности, которые состоят в следующем:
технологизация всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, что
интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно недостаточно
для успешной социализации учащихся — необходимо целенаправленное освоение всех этапов
технологической цепочки и полного цикла решения поставленной задачи. При этом возможны
следующие уровни освоения технологии:
уровень представления;
уровень пользователя;
когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий);
практически вся современная профессиональная деятельность, включая ручной труд,
осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формирование навыков
использования этих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в курсе
технологии;
появление феномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное влияние
на процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых технологий —
информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися знаний, на развитии умения
учиться.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и
структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа
разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня
освоения технологий.
Современный курс технологии построен по модульному принципу.
Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современных учебных
курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных образовательных
траекторий, что является основополагающим принципом построения общеобразовательного курса
технологии.
Модуль «Производство и технология»
В модуле в явном виде содержится сформулированный выше методический принцип и подходы к
его реализации в различных сферах. Освоение содержания данного модуля осуществляется на
протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля построено по
«восходящему» принципу: от умений реализации имеющихся технологий к их оценке и
совершенствованию, а от них — к знаниям и умениям, позволяющим создавать технологии. Освоение
технологического подхода осуществляется в диалектике с творческими методами создания значимых
для человека продуктов.
Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на
когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового
социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в
знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и
востребованных в профессиональной сфере технологий 4-й промышленной революции.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений,
сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологии ведётся по единой
схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях. Разумеется, в каждом конкретном случае
возможны отклонения от названной схемы. Однако эти отклонения только усиливают общую идею об
универсальном характере технологического подхода. Основная цель данного модуля: освоить умения
реализации уже имеющихся технологий. Значительное внимание уделяется технологиям создания
уникальных изделий народного творчества.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебный предмет "Технология" изучается в 5 классе два часа в неделе, общий объем составляет 68
часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Производство и технология»
Раздел. Преобразовательная деятельность человека.
Технологии вокруг нас. Алгоритмы и начала технологии. Возможность формального исполнения
алгоритма. Робот как исполнитель алгоритма. Робот как механизм.
Раздел. Простейшие машины и механизмы.
Двигатели машин. Виды двигателей. Передаточные механизмы. Виды и характеристики
передаточных механизмов.
Механические передачи. Обратная связь. Механические конструкторы. Робототехнические
конструкторы. Простые механические модели. Простые управляемые модели.
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
Раздел. Структура технологии: от материала к изделию.
Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта.
Проектирование, моделирование, конструирование — основные составляющие технологии.
Технологии и алгоритмы.
Раздел. Материалы и их свойства.
Сырьё и материалы как основы производства. Натуральное, искусственное, синтетическое сырьё и
материалы. Конструкционные материалы. Физические и технологические свойства конструкционных
материалов.
Бумага и её свойства. Различные изделия из бумаги. Потребность человека в бумаге.
Ткань и её свойства. Изделия из ткани. Виды тканей.
Древесина и её свойства. Древесные материалы и их применение. Изделия из древесины.
Потребность человечества в древесине. Сохранение лесов.
Металлы и их свойства. Металлические части машин и механизмов. Тонколистовая сталь и
проволока.
Пластические массы (пластмассы) и их свойства. Работа с пластмассами.
Наноструктуры и их использование в различных технологиях. Природные и синтетические
наноструктуры.
Композиты и нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение. Аллотропные
соединения углерода.
Раздел. Основные ручные инструменты.
Инструменты для работы с бумагой. Инструменты для работы с тканью. Инструменты для работы с
древесиной. Инструменты для работы с металлом.
Компьютерные инструменты.
Раздел. Трудовые действия как основные слагаемые технологии.
Измерение и счёт как универсальные трудовые действия. Точность и погрешность измерений.
Действия при работе с бумагой. Действия при работе с тканью. Действия при работе с древесиной.
Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи.
Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем,
связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной
революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией
технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности
правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей;
умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения
баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,
относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также
процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые
материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать
погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными
величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению
проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и
процесс её достижения.
Принятие себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право
другого на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия
успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной
деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Производство и технология»
характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества;
характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;
выявлять причины и последствия развития техники и технологий;
характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;
уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии:
этапами, операциями, действиями;
научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической
деятельности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
соблюдать правила безопасности;
использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль,
сельскохозяйственная продукция);
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и производственных задач;
получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов;
оперировать понятием «биотехнология»;
классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды;
оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека;
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое
оборудование;
активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, и
сформированные универсальные учебные действия;
использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений,
технологического оборудования;
получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении предметов
из различных материалов;
характеризовать технологические операции ручной обработки конструкционных материалов;
применять ручные технологии обработки конструкционных материалов;
правильно хранить пищевые продукты;
осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их пищевую
ценность;
выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда;
осуществлять доступными средствами контроль качества блюда;
проектировать интерьер помещения с использованием программных сервисов;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления швейных
изделий;
строить чертежи простых швейных изделий;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;
выполнять художественное оформление швейных изделий;
выделять свойства наноструктур;
приводить примеры наноструктур, их использования в технологиях;
получить возможность познакомиться с физическими основы нанотехнологий и их использованием
для конструирования новых материалов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
всего
контрольные
работы
практические
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
Модуль 1. Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
1.1.
Структура технологии:
от материала
к изделию
10
0.5
4.5
01.09.2022
03.10.2022
называть основные элементы технологической цепочки;
называть основные виды деятельности в процессе создания технологии;
объяснять назначение технологии;
читать (изображать) графическую структуру технологической цепочки;
Устный
опрос;
"Технология" 5 класс. Авторский коллектив:
Е. С. Глозман, Е. Н. Кулакова,
Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина, И. В. Воронин,
В. В. Воронина, А. Е. Глозман
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%
2Fyadi.sk%2Fi%2F1CS
XRoJwNFJ7mg&post=-198535840_1&el=snippet
1.2.
Материалы и изделия.
Пищевые продукты
14
0
10.5
07.10.2022
02.12.2022
называть основные свойства древесины и области её использования;
называть основные свойства металлов и области их использования;
называть металлические детали машин и механизмов;
сравнивать свойства бумаги, ткани, дерева, металла;
предлагать возможные способы использования древесных отходов;
Практическая
работа;
"Технология" 5 класс. Авторский коллектив:
Е. С. Глозман, Е. Н. Кулакова,
Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина, И. В. Воронин,
В. В. Воронина, А. Е. Глозман
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%
2Fyadi.sk%2Fi%2F1CS
XRoJwNFJ7mg&post=-198535840_1&el=snippet
1.3.
Современные
материалы и их
свойства
12
0
8
05.12.2022
20.01.2023
называть основные свойства современных материалов и области их
использования;
формулировать основные принципы создания композитных материалов;
сравнивать свойства бумаги, ткани, дерева, металла со свойствами
доступных учащимся видов пластмасс;
Практическая
работа;
"Технология" 5 класс. Авторский коллектив:
Е. С. Глозман, Е. Н. Кулакова,
Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина, И. В. Воронин,
В. В. Воронина, А. Е. Глозман
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%
2Fyadi.sk%2Fi%2F1CS
XRoJwNFJ7mg&post=-198535840_1&el=snippet
1.4.
Основные ручные
инструменты
18
1.5
12
23.01.2023
27.03.2023
называть назначение инструментов для работы с данным материалом;
оценивать эффективность использования данного инструмента;
выбирать инструменты, необходимые для изготовления данного
изделия;
создавать с помощью инструментов простейшие изделия из бумаги,
ткани, древесины, железа;
Практическая
работа;
"Технология" 5 класс. Авторский коллектив:
Е. С. Глозман, Е. Н. Кулакова,
Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина, И. В. Воронин,
В. В. Воронина, А. Е. Глозман
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%
2Fyadi.sk%2Fi%2F1CS
XRoJwNFJ7mg&post=-198535840_1&el=snippet
Итого по модулю
54
Модуль 2. Производство и технология
2.1.
Преобразовательная
деятельность человека
1
0
0
03.04.2023
характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность
человека;
выделять простейшие элементы различных моделей;
Устный
опрос;
"Технология" 5 класс. Авторский коллектив:
Е. С. Глозман, Е. Н. Кулакова,
Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина, И. В. Воронин,
В. В. Воронина, А. Е. Глозман
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%
2Fyadi.sk%2Fi%2F1CS
XRoJwNFJ7mg&post=-198535840_1&el=snippet
2.2.
Алгоритмы и начала
технологии
2
0
1
07.04.2023
10.04.2023
реализовывать простейшие алгоритмы с помощью учебных программ из
коллекции ЦОРов;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5492/conspect/10409/
2.3.
Простейшие
механические роботыисполнители
2
0
1
14.04.2023
17.04.2023
программирование движения робота;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1107/
2.4.
Простейшие машины
и механизмы
2
0
0.75
21.04.2023
24.04.2023
называть основные виды механических движений;
описывать способы преобразования движения из одного вида в другой;
называть способы передачи движения с заданными усилиями и
скоростями;
Практическая
работа;
"Технология" 5 класс. Авторский коллектив:
Е. С. Глозман, Е. Н. Кулакова,
Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина, И. В. Воронин,
В. В. Воронина, А. Е. Глозман
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%
2Fyadi.sk%2Fi%2F1CS
XRoJwNFJ7mg&post=-198535840_1&el=snippet
2.5.
Механические,
электротехнические и робототехнические
конструкторы
2
0
1
27.04.2023
05.05.2023
конструирование простейших соединений с помощью деталей
конструктора;
Практическая
работа;
"Технология" 5 класс. Авторский коллектив:
Е. С. Глозман, Е. Н. Кулакова,
Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина, И. В. Воронин,
В. В. Воронина, А. Е. Глозман
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%
2Fyadi.sk%2Fi%2F1CS
XRoJwNFJ7mg&post=-198535840_1&el=snippet
2.6.
Простые механические
модели
2
0
0.5
08.05.2023
12.05.2023
сборка простых механических моделей с использованием
цилиндрической передачи, конической передачи, червячной передачи,
ременной передачи, кулисы;
Практическая
работа;
"Технология" 5 класс. Авторский коллектив:
Е. С. Глозман, Е. Н. Кулакова,
Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина, И. В. Воронин,
В. В. Воронина, А. Е. Глозман
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%
2Fyadi.sk%2Fi%2F1CS
XRoJwNFJ7mg&post=-198535840_1&el=snippet
2.7.
Простые модели
с элементами
управления
3
0
1.75
15.05.2023
19.05.2023
сборка простых механических моделей с элементами управления;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotkazanyatiya-po-legokonstruirovaniyu-podyomnyj-kran5110836.html
2
41
Итого по модулю
14
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1.
Вводное занятие
1
0
0
01.09.2022 Устный
опрос;
2.
Правила поведения в
мастерской.
1
0.25
0
05.09.2022 Устный
опрос;
3.
Основы графической
грамоты.
1
0
0
09.09.2022 Устный
опрос;
4.
Правила оформления
1
графической документации.
Выполнение чертежа изделия
из древесины.
0
1
12.09.2022 Практическая
работа;
5.
Столярно-механическая
мастерская
1
0
1
16.09.2022 Устный
опрос;
6.
Приёмы закрепления
заготовок на столярном
верстаке
1
0
1
19.09.2022 Практическая
работа;
7.
Характеристика дерева и
древесины
1
0
0
23.09.2022 Устный
опрос;
8.
Пиломатериалы и
искусственные древесные
материалы
1
0
0
26.09.2022 Устный
опрос;
9.
Определение видов
пиломатериалов и
искусственных древесных
материалов
1
0.25
0.5
30.09.2022 Устный
опрос;
10. Конструирование
«Приспособления для
пиления»
1
0
1
03.10.2022 Устный
опрос;
11. Технологический процесс
изготовления изделий из
древесины
1
0
0
07.10.2022 Устный
опрос;
12. Составление
технологической карты
«Изготовление
приспособления для
пиления»
1
0
1
10.10.2022 Письменный
контроль;
13. Разметка. Приемы разметки.
заготовок из древесины
1
0
1
14.10.2022 Практическая
работа;
14. Устройство ножовки.
Приемы пиления. Правила
ТБ при пилении древесины
1
0
0.5
17.10.2022 Практическая
работа;
15. Строгание заготовок из
древесины
1
0
0.5
21.10.2022 Практическая
работа;
16. Устройство ручной дрели.
Виды сверл для древесины.
1
0
1
28.10.2022 Устный
опрос;
17. Сверление заготовок из
древесины.
1
0
1
07.11.2022 Практическая
работа;
18. Сборка изделия на клей,
саморезах, гвоздях
1
0
1
11.11.2022 Практическая
работа;
19. Виды отделки. Технология
отделки изделий из
древесины.
1
0
1
14.11.2022 Устный
опрос;
20. Слесарно-механическая
мастерская.
1
0
0.5
18.11.2022 Устный
опрос;
21. Основы графической
грамоты.
1
0
0
21.11.2022 Устный
опрос;
22. Выполнение чертежа
развертки коробочки из
тонколистового металла
1
0
1
25.11.2022 Письменный
контроль;
23. Технологический процесс
изготовления изделий из
тонколистового металла
1
0
1
28.11.2022 Устный
опрос;
24. Составление
технологической карты
«Изготовление коробочки из
тонколистового металла»
1
0
1
02.12.2022 Письменный
контроль;
25. Разметка заготовок.
Последовательность
действий при разметке
заготовок из металла
1
0
0.75
05.12.2022 Практическая
работа;
26. Ручные слесарные ножницы.
Приемы резанья
тонколистового металла и
искусственного материала
1
0
0.75
09.12.2022 Практическая
работа;
27. Гибка тонколистового
металла. Приемы работы,
правила ТБ.
1
0
0.75
12.12.2022 Практическая
работа;
28. Устройство сверлильных
станков. Приемы работы на
настольном сверлильном
станке
1
0.5
0.5
16.12.2022 Контрольная
работа;
29. Подготовка к работе
сверлильного станка,
сверление отверстий в
тонколистовом металле
1
0
1
19.12.2022 Практическая
работа;
30. Технологический процесс
сборки изделия
1
0
0.5
23.12.2022 Письменный
контроль;
31. Разъемный и неразъемные
1
соединения деталей.
Установка заклепок и винтов
0
0.75
26.12.2022 Практическая
работа;
32. Основные виды пластмасс
1
0
0.5
30.12.2022 Письменный
контроль;
33. Конструирование планера
1
0
0.5
09.01.2023 Практическая
работа;
34. Технологическая
последовательность
изготовления планера.
1
0
1
13.01.2023 Письменный
контроль;
35. Отделка изделия из
пластмасс.
1
0
0.75
16.01.2023 Практическая
работа;
36. Текстильные волокна
1
0
0.25
20.01.2023 Письменный
контроль;
37. Производство ткани
1
0
0.25
23.01.2023 Письменный
контроль;
38. Основы рационального
питания.
1
0
0.25
27.01.2023 Письменный
контроль;
39. Основные способы
кулинарной обработки
пищевых продуктов
1
0
0.25
30.01.2023 Практическая
работа;
40. Домовая пропильная резьба
1
0
0.75
03.02.2023 Практическая
работа;
41. Инструменты и основные
приемы выпиливания
ручным лобзиком
1
0
1
06.02.2023 Практическая
работа;
42. Композиция. Орнамент.
Разметка учебной заготовки
для выжигания
1
0
1
10.02.2023 Практическая
работа;
43. Выжигание на учебной
заготовке
1
0
1
13.02.2023 Практическая
работа;
1
0
0
17.02.2023 Письменный
контроль;
45. Технологии машиностроения 1
и технологии получения
материалов с заданными
свойствами
0.5
0
20.02.2023 Письменный
контроль;
46. Учебное проектирование.
Этапы проектирования
1
0
0.5
24.02.2023 Письменный
контроль;
47. Поисково-исследовательский 1
этап. Выбор и обоснование
темы проекта
0
0.5
27.02.2023 Письменный
контроль;
48. Конструкторскотехнологический этап.
Разработка конструкции
изделия
1
0
0.75
03.03.2023 Письменный
контроль;
49. Разработка чертежа и
технологии изготовления
изделия
1
0
1
06.03.2023 Письменный
контроль;
50. Подбор материалов и
инструментов. Изготовление
изделий
1
0
1
10.03.2023 Практическая
работа;
51. Художественное оформление 1
изделия
0
1
17.03.2023 Практическая
работа;
52. Рекламный проспект
изделия. Подготовка
мультимедийной
презентации проекта
1
0
0.75
20.03.2023 Письменный
контроль;
53. Защита проекта
1
0
1
24.03.2023 Зачет;
54. Защита проекта
1
0
1
27.03.2023 Зачет;
55. Преобразующая
деятельность человека и
техники
1
0
0
03.04.2023 Письменный
контроль;
44.
Промышленные и
производственные
технологии.
Композиционные материалы
56. Понятие алгоритма. Виды
алгоритмов и их свойства
1
0
0.5
07.04.2023 Письменный
контроль;
57. Компьютерный исполнитель
Робот. Система команд
исполнителя
1
0
0.5
10.04.2023 Устный
опрос;
58. Основные понятия о
машинах, механизмах и
деталях
1
0
0.5
14.04.2023 Практическая
работа;
59. Техническое
конструирование и
моделирование
1
0
0.5
17.04.2023 Практическая
работа;
60. Сборка моделей машин из
конструктора
1
0
0.5
21.04.2023 Практическая
работа;
61. Простейшие механические
роботы исполнители
1
0
0.25
24.04.2023 Письменный
контроль;
практическая
работа;
62. Источники и потребители
электрической энергии.
Понятие об электрическом
токе
1
0
0.5
28.04.2023 Письменный
контроль;
63. Электрическая цепь,
электрическая сжема
1
0.25
0.5
02.05.2023 Контрольная
работа;
64. Роботы. Понятие о
принципах работы роботов
1
0
0.25
05.05.2023 Устный
опрос;
65. Электроника в
1
робототехнике. Знакомство с
логикой
0.25
0.25
08.05.2023 Устный
опрос;
66. Сборка простых
механических конструкций
по готовой схеме с
элементами управления
1
0
0.75
12.05.2023 Устный
опрос;
67. Сборка из деталей
конструктора моделей
подъемно-транспортных
машин
1
0
0.75
15.05.2023 Устный
опрос;
68. Итоговое занятие
1
0
0.25
19.05.2023 Устный
опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
68
2
41
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Технология. 5 класс/Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л. и другие, ООО «ДРОФА»; АО
«Издательство Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://resh.edu.ru;
Глозман, Е. С. Технология. 5—9 классы : рабочая программа / Е. С. Глозман, Е. Н. Кудакова. — М. :
Дрофа, 2019. — 132 с. — (Российский учебник). ISBN 978-5-358-22073-7;
«Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы»
https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa/;
«Методическое пособие к учебнику Е.С.Глозмана, Е.Н.Кудаковой, О.А.Кожиной, Ю.Л.Хотунцева
"ТЕХНОЛОГИЯ" 5 класс» http://texnologiya.shahschool1.edusite.ru/DswMedia/metodicheskoeposobieglozman5klass.pdf
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсовhttp://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?
discipline_oo=22&class=6&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B%5D=1
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?
subject=36
https://lecta.rosuchebnik.ru/
https://infourok.ru/
http://school-collection.edu.ru/
https://uchi.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Универсальные верстаки;
Сверлильный станок;
Комплект ножовок по древесине (16 штук);
Комплект рубанков (16 штук);
Комплект рашпилей по обработке древесины (16 штук);
Комплект ручных лобзиков с выпиловочными столиками (16 штук);
Разметочный и измерительный инструмент (линейки, столярные угольники. чертилки);
Комплект ножниц по тонколистовому металлу (16 штук);
Комплект напильников(16 штук);
Молотки (комплект-16 штук);
Комплект конструкторов по изучению электротехники "Знаток" (часть А и часть Б) - 10 штук;
Комплект по программированию на базе микроконтроллера "ARDUINO"! "Матрешка Z" - 10 штук;
Обрезная доска (погонаж);
Мебельная фанера толщиной 4 мм (квадратные метры);
Тонколистовой металл толщиной 0,4 мм (квадратные метры);
Расходные материалы: абразивная шкурка; сверла (диаметром 3-10 мм); лобзиковые пилочки.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Компьютер с периферийными устройствами;
Мультимедийный проектор;
Планшетный компьютер