Элективный курс Экономика ФГОС 10-11 класс

Приложение № 1
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет»,
утвержденной приказом № 127 от 28.08.2020 г.

Рабочая программа
учебного предмета «Экономика»
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Экономика на уровне
среднего общего образования
1.1.Личностные результаты освоения программы по литературе:
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала, не задает последовательности изучения материала, распределения его по классам,
не определяет количество часов на изучение учебного предмета.
Программа элективного курса «Экономика» определяет инвариантную (обязательную)
часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора
вариативной составляющей содержания образования.
Задачами реализации элективного курса «Экономика» на базовом уровне среднего
общего образования являются:
–
понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом
развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в
экономической деятельности отдельных людей и общества; формирование уважительного
отношения к чужой собственности;
–
формирование системы знаний об экономической сфере в жизни общества как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей,
отдельных предприятий и государства;
–
формирование экономического мышления: умения принимать рациональные решения в
условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать
ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в
целом;
–
овладение навыками поиска актуальной экономической информации в различных
источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения;
анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения
практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
–
формирование навыков проектной деятельности: умения разрабатывать и
реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе
базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
–
умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного
исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя,
покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя,
налогоплательщика);
–
способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической
деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного
рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
–
понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических событиях в России и мире.
Базовый уровень
Основные концепции экономики
Экономика как наука и сфера деятельности человека. Свободные и экономические блага.
Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Кривая производственных

возможностей. Факторы производства. Главные вопросы экономики. Типы экономических
систем. Собственность.
Микроэкономика
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники
семейных доходов. Реальные и номинальные доходы семьи. Основные виды расходов семьи.
Потребительский кредит. Ипотечный кредит. Страхование
Рыночный спрос. Рыночное предложение. Рыночное равновесие. Последствия введения
фиксированных цен. Равновесная цена. Эластичность спроса. Эластичность предложения.
Фирма и ее цели. Экономические цели фирмы. Организационно-правовые формы
предприятий. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Франчайзинг.
Предпринимательство. Источники финансирования бизнеса. Факторы производства.
Издержки, выручка, прибыль. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие
на производительность труда. Основные принципы менеджмента. Основные элементы
маркетинга. Бизнес-план. Реклама. Конкуренция. Рынки с интенсивной конкуренцией. Рынки
с ослабленной конкуренцией.
Рынок капитала. Рынок земли. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда.
Прожиточный минимум. Занятость. Безработица. Виды безработицы. Государственная
политика в области занятости. Профсоюзы.
Макроэкономика
Роль государства в экономике. Общественные блага. Необходимость регулирования степени
социального неравенства. Государственный бюджет. Государственный долг. Налоги. Виды
налогов. Фискальная политика государства.
Основные макроэкономические проблемы. Валовой внутренний продукт.
Макроэкономическое равновесие. Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост.
Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Деньги. Функции денег. Банки. Банковская система. Финансовые институты. Вклады.
Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка России. Инфляция. Социальные
последствия инфляции.
Международная экономика
Международная торговля. Внешнеторговая политика. Международное разделение руда.
Валютный рынок. Обменные курсы валют. Международные. расчеты. Государственная
политика в области международной торговли. Международные экономические организации.
Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России.
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения учебного предмета «Экономика» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Основные концепции экономики
– Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;
– различать свободное и экономическое благо;
– характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;
– выявлять факторы производства;
– различать типы экономических систем.
Микроэкономика
– Анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной семьи;
– принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности
доступных ресурсов;
– выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;
– различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
– приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
– выявлять виды ценных бумаг;

– определять разницу между постоянными и переменными издержками;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
– объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
– решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические
задачи по микроэкономике.
Макроэкономика
– Приводить примеры влияния государства на экономику;
– выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
– определять назначение различных видов налогов;
– анализировать результаты и действия монетарной и фискальной политики государства;
– выявлять сферы применения показателя ВВП;
– приводить примеры сфер расходования (статей) государственного бюджета России;
– приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;
– различать факторы, влияющие на экономический рост;
– приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
– различать сферы применения различных форм денег;
– определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
– различать виды кредитов и сферу их использования;
– решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
– объяснять причины неравенства доходов;
– различать меры государственной политики по снижению безработицы;
– приводить примеры социальных последствий безработицы.
Международная экономика
– Приводить примеры глобальных проблем в современных международных
экономических отношениях;
– объяснять назначение международной торговли;
– обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях;
– приводить примеры глобализации мировой экономики;
– анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие
экономические явления и процессы;
– определять формы и последствия существующих экономических институтов на
социально-экономическом развитии общества.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
– Проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем;
– анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
– применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
– использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий,
основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
– использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем;
– находить информацию по предмету экономической теории из источников различного
типа;
– отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по экономической
теории.

Микроэкономика
– Применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального поведения;
– использовать приобретенные знания для экономически грамотного поведения в
современном мире;
– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
– грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических
действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
– объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
– проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса;
– объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
– выявлять и сопоставлять различия между менеджментом и предпринимательством;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее создания;
– сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
– понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по
кредитам, ипотеке и в трудовых договорах;
– использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий,
основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
– использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни;
– выявлять предпринимательские способности;
– анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из источников различного
типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
– объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в
средствах массовой информации;
– применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных
социально-экономических ролей заемщика и акционера.
Макроэкономика
– Преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике для
решения практических вопросов в учебной деятельности;
– применять полученные теоретические и практические знания для эффективного
использования основных социально-экономических ролей наемного работника и
налогоплательщика в конкретных ситуациях;
– объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам;
– анализировать события общественной и политической мировой жизни с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;
– определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда;
– на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и
стимулирования труда;
– применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности
и повседневной жизни;
– оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства;
– анализировать и извлекать информацию по заданной теме из источников различного
типа и источников, созданных в различных знаковых системах;
– грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
– решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи,
отражающие типичные экономические задачи по макроэкономике;

– отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
макроэкономике;
– использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности;
– разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров.
Международная экономика
– Объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации по международной торговле;
– применять теоретические знания по международной экономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
– использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий,
основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
– отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по глобальным
экономическим проблемам;
– использовать экономические понятия в проектной деятельности;
– определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;
– приводить примеры использования различных форм международных расчетов;
– разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров,
связанных с описанием состояния российской экономики в современном мире;
– анализировать текст экономического содержания по международной экономике.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- исполнения типичных экономических ролей; решения практических задач, связанных с
жизненными ситуациями;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической
информации.

№ п/п
Глава 1.
1
2
3
Глава 2.
4
5
6
7
8
Глава 3.

2. Тематическое планирование элективного курса «Экономика»
10 класс
Название главы и темы
Количество
часов
Главные вопросы экономики
3 часа
Что такое экономика? Главные вопросы экономики
1 час
Основы хозяйственной жизни общества. Альтернативная 1 час
стоимость.
Ограниченность ресурсов и порождаемые ее проблемы
1 час
Типы экономических систем и различия между ними
4 часа
Понятие об экономических системах. Традиционная система 1 час
Рыночная система. Экономическая свобода
1 час
Командная экономическая система
1 час
Причины возникновения смешанной экономической 1 час
системы
Контрольная работа
1 час
Силы, которые управляют рынком
2 часа

Что такое спрос? Эластичность спроса
От чего зависит предложение товаров. Эластичность
предложения
Глава 4. Как работает рынок
11
Формирование рыночных цен. Рыночное равновесие
12
Причины и следствия нарушения рыночного равновесия
Глава 5. Мир денег
13
Формы и функции денег. Роль денег как средства обмена
14
Роль денег как средства измерения и сбережения
15
Контрольная работа
Глава 6. Законы денежного обращения
16
Факторы формирования величины денежной массы
17
Причины и виды инфляции
Глава 7. Банковская система
18
Причины появления и виды банков
19
Принципы кредитования
20
Роль ЦБ в регулировании кредитно-денежной системы
страны
21
Контрольная работа
Глава 8. Человек на рынке труда
22
Экономическая природа рынка труда
23
Спрос на рынке труда, факторы формирования заработной
платы
24
Формирование предложения на рынке труда
25
Причины различий в уровнях оплаты труда
Глава 9. Социальные проблемы на рынке труда
26
Что такое прожиточный минимум и минимальная заработная
плата
27
Потребительская корзина
28
Договоры и контракты на рынке труда
29
Профсоюзы на рынке труда
Глава 10. Экономические проблемы безработицы
30
Что такое безработица
31
Виды безработицы
32
Что такое полная занятость
33
Как можно сократить безработицы
34
Групповой зачет по главам 8, 9, 10
9
10

1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
3 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
4 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
4 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
4 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

Содержание программы структурировано так, что имеет как предметный, так и
метапредметный компонент.
Технология обучения включает разные уроки: урок - планирование, школьная лекция, урок –
практикум, урок – семинар, урок контроля (в форме письменной контрольный работы,
группового зачета, тестовой работы).

№ п/п

Тематическое планирование
11 класс
Название главы и темы

Глава 11. Что такое фирма и как она действует на рынке?
1
Зачем создаются фирмы

Количество
часов
6 часов
1 час

Виды фирм по российскому законодательству
Виды прибыли
Виды затрат и их экономическое значение
Решение задач на определение затрат
Влияние конкуренции на деятельность фирм
Как семьи получают и тратят деньги
Источники семейных доходов
Семейные расходы и закономерности их размещения
Инфляция и семейная экономика
Контрольная работа
Уровень доходов и его последствия
Что порождает неравенство в благосостоянии
Кривая Лоренца
Регулирование неравенства доходов с помощью налогов
Бедность как экономическая проблема
Экономические задачи государства
Экономические свободы и роль государства в их защите
Причины вмешательства государства в экономическую
жизнь
17
Возникновение внешних эффектов
18
Формы вмешательства государства в работу рыночной
системы
19
Контрольная работа
Глава 15. Государственные финансы
20
Принципы налогообложения
21
Методы налогообложения
22
Понятие о государственном бюджете
23
Причины и следствия возникновения государственного
долга
Глава 16. Экономический рост
24
Понятие экономического роста
25
Факторы ускорения экономического роста
26
Экономическое развитие
27
Экономическое отставание России
28
Контрольная работа
Глава 17. Организация международной торговли
29
Причины возникновения международной торговли
30
Регулирование внешней торговли
31
Протекционизм
32
Валютный рынок и конвертируемость валют Переходная
экономика в России
33
Групповой зачет по Главе 17
2
3
4
5
6
Глава 12.
7
8
9
10
Глава 13.
11
12
13
14
Глава 14.
15
16

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
3 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
4 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
4 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
4 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
4 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
5 часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».