Приложение № 1.19
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет»,
утвержденной приказом № 176-О 28.08.2020 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения учебного предмета «Музыка» отражают:
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоциональноценностном, заинтересованном отношении к музыке;
обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта
человечества;
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области
эстетически ценных произведений музыкального искусства;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной
музыкально-творческой деятельности;
инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих
задач;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая
образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
формирование
и
приобретение
устойчивых
навыков
самостоятельной,
целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач и в
реализации коллективных творческих проектов.
Метапредметные результаты учебного предмета «Музыка» отражают:
понимание роли музыкального искусства в становлении духовного мира человека,
культурно-историческом развитии современного социума;
развитие устойчивой потребности в общении с музыкальным искусством в собственной
урочной и внешкольной деятельности;
осознание многочисленных взаимосвязей музыки с жизнью и другими видами искусства;
определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и
способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для
достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в
процессе овладения учебными действиями;
использование разных источников информации, стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений,
различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения
разнообразных художественно-творческих задач;
творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности на
основе уважения к их художественным интересам;
1
эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности,
привнесение красоты в человеческие отношения).
Предметные результаты:
Выпускник научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику,
лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических,
романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных
произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной
идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей
культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни,
частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного
музыкального творчества;
распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной
музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской
музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных
композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний о стилевых направлениях;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерноинструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн,
романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных,
ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных
инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
2
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных
музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в
творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе
осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки,
изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццосопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения:
народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением
и без сопровождения (a cappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и
общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и
зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и
воспроизведения музыки;
3
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении
домашней фонотеки, видеотеки;
Выпускник получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки,
традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала,
мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального
искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе
с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных
построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и
характера
музыки.
Разнообразие
вокальной,
инструментальной,
вокальноинструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы
построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический
цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг
музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические
и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой.
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка.
Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.
Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.
Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной
вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое,
соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с
музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и
интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской
храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант,
хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы
(М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.
4
Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов
(М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский,
С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального
искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной
классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной
и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием,
шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа
(Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен,
Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX
века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки
Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная
и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная
инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов
(И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин,
А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси,
К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и
зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз –
наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторыпесенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее
разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рокмузыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная
музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты,
конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся
отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский,
А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных
исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф
и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные
исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры
и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической?
Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее
роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и
Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении
образовательных результатов для использования в обеспечении образовательных
результатов
1. П. Аедоницкий, стихи И. Романовского. Добрая столица
2. Ч. Айвз. «Космический пейзаж».
3. Е. Адлер, стихи Л. Дымовой. Песня менуэта
4. В. Алеев, стихи С. Маршака. Гвоздь и подкова (пение)
5. А. Александров, обработка Ю. Тугаринова. Уж ты зимушка-зима
6. Б. Алексеенко, стихи Г. Новоселова. Подарок Родины
5
7. Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).
8. А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога
9. Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-Йорк» (обр. Дж.
Сильвермена, перевод С. Болотина).
10. Ш. Азнавур. Вечная любовь
11. Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
12. Э. Артемьев. «Мозаика».
13. С. Баневич. Пусть будет радость в каждом доме (финал оперы «История Кая и Герды»),
Пусть будет радость в каждом доме (финал оперы «История Кая и Герды»)
14. В. Баснер, стихи М. Матусовского. С чего начинается Родина?
15. И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но Д.Б. Кабалевского).
Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль минор. Органная фуга ля
минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский
концерт. Прелюдия № 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для начинающих»).
Высокая месса си минор (хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), ария альта «Agnus Dei»
(№ 23), хор «Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47).
Сюита № 2 (7 часть «Шутка»). Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе,
Господи». ВWV 639. Нам день приносит свет зари... (обработка В. Попова, русский
текст Я. Родионова). Шутка (из сюиты № 2 для оркестра)
16. И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло.
17. И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».
18. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».
19. Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и танец
девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки).
20. В. Берковский, С. Никитин, стихи М. Величанского. Под музыку Вивальди
21. Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8
(«Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната №
23 («Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез
ми бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с орк. (фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии
И. Гете «Эгмонт» (Увертюра. Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».
Симфония № 7 (II часть. Фрагмент), Симфония № 9 (IV часть. Фрагмент), Симфония
№ 6 («Пасторальная», IV часть, «Гроза. Буря»), Дружба (русский текст
Э. Александровой)
22. Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты: Увертюра, Хабанера из I д., Сегедилья, Сцена
гадания). Утро в горах (антракт к III действию из оперы «Кармен»)
23. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2) Развод
караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая интермеццо (№ 7). Болеро
(№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал
(№ 13).
24. А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2 «Богатырская» (экспозиция,
Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (хор «Слава» из Интродукции; хор бояр «Мужайся, княгиня»
из I действия; хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия; ария князя Игоря из II
действия; ария хана Кончака из II действия; плач Ярославны из IV действия), Спящая
княжна
25. Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»;
Многолетие, Тебе поем (из «Трехголосной литургии»)
26. И. Брамс. Симфония № 3 (III часть, фрагмент), Венгерский танец № 5
27. Я. Брейгель Младший. Поклонение волхвов
28. Ж. Брель. Вальс.
29. С. Боттичелли. Рождество
30. Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин»
6
31. А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл. Г.
Цыганова).
32. Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал), Марш (из оперы «Аида»)
33. П. Веронезе. Поклонение волхвов
34. А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало
«Времена года» («Весна», «Лето», «Зима»).
35. Ю. Визбор. Ты у меня одна
36. Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема В. А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского
37. Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей).
38. В. Высоцкий. Песня о друге. Братские могилы
39. В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для
солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2),
«Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17).
Вокальный цикл «Времена года» («Весна», «Осень»).
40. Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV часть. Мы дружим с
музыкой (русский текст П. Синявского) (пение).
41. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня о картинах
42. Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№ 44) из оратории
«Мессия».
43. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня Порги из II д.,
Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II д.). Концерт для ф-но с
оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина,
русский текст Т. Сикорской).
44. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор «Разгулялися,
разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка из II д., Песня Вани из
III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»). Опера «Руслан и
Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор
«Слава великим богам!»). «Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст.
А. Пушкина). «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст.
Н. Кукольника). «Жаворонок» (фортепианная пьеса), Увертюра из оперы «Руслан и
Людмила», М. Глинка, стихи С. Городецкого. Финальный хор «Славься», «Мазурка»
(II действие), «Сцены в лесу» из оперы «Жизнь за царя», Венецианская ночь (стихи И.
Козлова), Я здесь, Инезилья... (стихи А. Пушкина). В крови горит огонь желанья...
(стихи А. Пушкина). Херувимская песнь
45. К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия, Хор
фурий, «Жалоба Эвридики»).
46. А. Гречанинов, стихи народные. Призыв весны
47. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»).
Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть).
48. А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая» (сл.
Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
49. Р. Джадзотто. Адажио Альбинони
50. К. Дебюсси. Ноктюрн («Облака», «Сирены», «Празднества». «Бергамасская сюита»
(«Лунный свет»)). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэк-уок»).
Оград бесконечный ряд... (стихи П. Верлена). Послеполуденный отдых Фавна
51. Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».
52. Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
53. Я. Дубравин. Снеженика (стихи М. Пляцковского), Когда играет музыкант (стихи М.
Пляцковского), Песня о земной красоте (стихи В. Суслова)
54. И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача). Оперетта
«Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и семи кавалеров).
7
55. М. Дунаевский. Цветные сны (стихи Н. Олева), Непогода (стихи Н. Олева, из
телефильма «Мэри Поппинс, до свидания»),
56. А. Ермолов, стихи А. Бочковской. Осенний блюз
57. А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по выбору учителя).
58. А. Зацепин. Волшебник (стихи Л. Дербенева), Есть только миг (из кинофильма «Земля
Санникова», стихи Л. Дербенева)
59. Знаменный распев.
60. Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола). Концерт № 3 для
ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети»,
«Помните!»). «Школьные годы».
61. В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).
62. А. Калныньш, стихи В. Пурвса, русский текст О. Улитиной. Музыка
63. К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).
64. Д. Каччини. «Ave Maria».
65. Л. Квинт, стихи В. Кострова. Здравствуй, мир!
66. Б. Кемпферт, стихи Ч. Синглетона и Э. Снайдера, русский текст А. Дмховского.
Путники в ночи
67. В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с оркестром)
(фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край тополиный» (сл. И. Векшегоновой).
68. Г. Комраков, стихи В. Рябцева. Вечный огонь
69. Е. Крылатов. Где музыка берет начало? (стихи Ю. Энтина), Крылатые качели (стихи
Ю. Энтина), Три белых коня (стихи Л. Дербенева), Прекрасное Далеко (стихи Ю.
Энтина), До чего дошел прогресс! (стихи Ю. Энтина), Колокола (стихи Ю. Энтина)
70. О. Лассо. Эхо
71. В. Лаурушас. «В путь».
72. В. Лебедев, стихи Ю. Ряшенцева. Песня гардемаринов
73. Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть
74. Н. Леви, стихи А. Олицкого. В пушкинском парке
75. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
76. И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
77. А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
78. Ф. Лэй. «История любви».
79. Р. де Лиль. «Марсельеза».
80. А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш»
81. М. Магомаев, стихи А. Горохова. Шахерезада
82. Мадригалы эпохи Возрождения.
83. Х. Б. Майно. Поклонение волхвов;
84. А. Макаревич. Пока горит свеча
85. Г. Малер «Музыкальная басня» «Похвала знатока»
86. А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).
87. М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
88. В. Мигуля. Быть человеком
89. И. Милютин, стихи Е. Долматовского. Лирическая песенка. Из кинофильма «Сердца
четырех»
90. М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога Добра
91. Ф. Мендельсон. Песни без слов № 14
92. О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент
93. Д. Мийо. «Бразилейра».
94. И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское плавание, Галоп).
95. В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор.
Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония № 40
(часть 1). Симфония № 41 («Юпитер» IV часть, фрагмент ΙΙ ч.). Реквием («Dies ire»,
8
«Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III ч.). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта».
Мотет «Ave, verum corpus». Dona nobis pacem (Да будет мир), Увертюра к опере
«Свадьба Фигаро». Слава солнцу, слава миру! (русский текст А. Мурина). Концерт №
23 для фортепиано с оркестром
96. М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Монолог Пимена, Песня
Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами, Пролог). Опера «Хованщина»
(Вступление, Пляска персидок), пьеса «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская».
Два еврея, богатый и бедный, Гном Избушка на курьих ножках (Баба Яга), Богатырские
ворота (В стольном граде Киеве), Старый замок (из фортепианного цикла «Картинки с
выставки»), Светлый день (русский текст К. Алемасовой).
97. Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).
98. Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору
образовательной организации.
99. С. Никитин, стихи Ю. Мориц. Сказка по лесу идет
100. Негритянский спиричуэл.
101. М. Огинский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).
102. Б. Окуджава. Пожелание друзьям
103. А. Островский, стихи С. Острового. Песня остается с человеком
104. К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана».
(«Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с
инструментами и магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
105. О. Павлова. Сердце России
106. А. Пахмутова, стихи Р. Рождественского. Просьба
107. Дж. Перголези «Stabat mater» (фрагменты по выбору учителя).
108. Е. Подгайц. Будем добрыми друзьями (стихи Л. Яковлева), Осенний вокализ
109. С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Ι ч.).
Симфония № 1 («Классическая». Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал). Балет «Ромео и
Джульетта» (Джульетта – девочка, Улица просыпается, Танец рыцарей, Патер
Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные
миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя). Вариация Феи зимы из балета
«Золушка»
110. С. дель Пьомбо. Несение креста
111. М. Равель. «Болеро», «Игра воды» (фрагмент).
112. С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3 для ф-но
с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Ночь печальна» (И. Бунина), Романс
«Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли).
Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (до диез минор, соль минор, соль диез
минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору учителя). «Всенощное
бдение» (фрагменты по выбору учителя). Здесь хорошо... (стихи Г. Галиной). Колокола.
№ 1 (из поэмы для солистов хора и симфонического оркестра)
113. В. Ребиков, стихи А. Пушкина. Румяной зарею покрылся восток...
114. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня
Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления лебедей, Песня Варяжского гостя,
Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя, Пляска златоперых и
сереброчешуйных рыбок, Шествие чуд морских, Окиан-море синее, Протяжная песня
Садко «Ой ты, темная дубравушка», Сцена Весны с птицами. Вступление). Опера
«Золотой петушок» («Шествие»). Опера «Снегурочка» (Пролог: Сцена Снегурочки с
Морозом и Весной, Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Первая песня
Леля, Третья песня Леля (ΙΙΙ д.),Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)).
Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Опера «Сказание о невидимом граде
Китеже и деве Февронии» (оркестровый эпизод «Сеча при Керженце», «Три чуда»).
Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс «Горные вершины» (ст. М.
9
Лермонтова); Вхождение в невидимый град из оперы «Сказание о невидимом граде
Китеже и деве Февронии» (IV действие, фрагмент)
115. Х. Родриго. Пастораль
116. Дж. Россини, стихи К. Пеполи. Неаполитанская тарантелла
117. А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
118. А. Рыбников. Ты мне веришь? (стихи И. Кохановского), Последняя поэма (стихи
Р. Тагора), Я тебя никогда не забуду (стихи А. Вознесенского, из рок-оперы «Юнона и
Авось»)
119. Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима, аукает»). Сюита
«Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»
(«Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш»,
«Венчание»). Музыка к драме А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»);
Поет зима (из «Поэмы памяти Сергея Есенина»).
120. В. Серебренников, стихи В. Степанова. Семь моих цветных карандашей
121. В. Семенов. Звездная река
122. К. Сен-Санс. Лебедь. Из фортепианного цикла «Карнавал животных»
123. Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» («Грустный вальс»).
124. П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».
125. В. Сибирский, стихи М. Владимова. Благодарим, солдаты, вас!
126. А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).
127. М. Славкин, стихи Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой. Новый год
128. С. Соснин. Победа! (стихи Я. Серпина), Родина (стихи Я. Серпина)
129. И. Сохадзе, стихи Л. Фоменко. Добрая фея
130. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед,
Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет на флейте, Танец оживших
кукол), («Русская», «У Петрушки»). Сюита № 2 для оркестра. Поцелуй земли
(вступление к балету «Весна священная»), Заколдованный сад Кащея (из балета «Жарптица»). Весенние гадания; Пляски щеголих (из балета «Весна священная»)
131. Г. Струве. Музыка (стихи И. Исаковой); Веселое эхо (обработка Т. Кичак),
Школьный корабль (стихи К. Ибряева), Спасем наш мир (стихи Н. Соловьевой). Бьют
там-тамы (стихи А. Барто, из кантаты для хора и солиста «Голубь мира»), Пожелание
друзьям (стихи С. Маршака), Матерям погибших героев (стихи Л. Кондрашенко)
132. М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я – фронт».
133. Я. Тинторетто. Рождество. Неизвестный мастер XV в. Рождество;
134. Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия, другие фрагменты
по выбору учителя).
135. М. Таривердиев. Маленький принц (стихи Н. Добронравова). Песня о далекой
Родине (стихи Р. Рождественского, из телефильма «Семнадцать мгновений весны»)
136. Ф. Торре. Danza Alta
137. Ю. Тугаринов. Если другом стала песня (стихи Е. Румянцева), Я рисую море (стихи
В. Орлова), Веселая история (стихи В. Пальчинскайте)
138. Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты по выбору
учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по выбору учителя).
139. Я. Френкель, стихи Р. Рождественского. Погоня. Из кинофильма «Новые
приключения неуловимых»
140. А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Концерт для скрипки
с оркестром (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп,
Вальс).
141. К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).
142. Р. Хозак, стихи Е. Аграновича. Вечный огонь («От героев былых времен...»). Из
кинофильма «Офицеры»
10
143. Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее адажио.
Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта. Гимн любви). Московские
окна (стихи М. Матусовского)
144. П. Чайковский. Вступление, Сцена письма из оперы «Евгений Онегин». Симфония
№ 4 (ΙV, ΙΙΙ ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6. Концерт
№ 1 для ф-но с оркестром (Ι ч., ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Торжественная увертюра «1812 год». Сюита № 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл
«Времена года» («Октябрь», «Осенняя песнь», «Апрель», «Подснежник», «На тройке»,
«Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице Дево,
радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл. А.
Плещеева). «Покаянная молитва о Руси»; хоровое произведение «Отче наш», Вариация
II (из балета «Щелкунчик»), «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик», переложение для
фортепиано и текст Н. Пановой), «Па-де-де» (из балета «Щелкунчик»), Неаполитанская
песенка (стихи Г. Иващенко), Утренняя молитва (стихи В. Лунина, из «Детского
альбома»), Вальс (из балета «Щелкунчик»), Благословляю вас, леса... (стихи А.
Толстого). Болезнь куклы (из «Детского альбома»)
145. В. Чернышев, стихи Р. Рождественского. Этот большой мир. Из кинофильма
«Москва — Кассиопея»
146. П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
147. Ю. Чичков, стихи К. Ибряева. Наша школьная страна
148. М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля минор.
Симфоническая поэма «Море».
149. Ю. Шевчук. Что такое осень
150. А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано.
Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному спектаклю на Таганке): Увертюра
(№ 1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель (№ 4), Чиновники (№ 5).
151. Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си
минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор), Мазурка ля
минор № 4, соч. 17, фрагмент. Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Мазурка сибемоль мажор, соч. 7 № 1 (Фрагмент), Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 № 6, Вальс №
2 (си минор), Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7
152. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».
Бессмертие (стихи Микеланджело Буонарроти, из сюиты для баса и фортепиано)
153. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь». Сказки
Венского леса
154. Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В. Мюллера
«Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Шарманщик» (ст.
В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «Ave Maria» (сл. В.
Скотта).
155. Р. Шуман. Первая утрата (из фортепианного цикла «Альбом для юношества»),
Порыв (из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»), Грезы (из фортепианного
цикла «Детские сцены»)
156. Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).
157. Д. Эллингтон. «Караван».
158. А. Эшпай. «Венгерские напевы».
159. М. Яковлев, стихи А. Пушкина. Зимний вечер
160. Ах ты, степь широкая... Русская народная песня, обработка Т. Триодина (слушание,
участие в исполнении)
161. Былина о Добрыне Никитиче. Былинный напев сказителей Рябининых
162. В сыром бору тропина. Русская народная песня
163. Веселый мельник. Американская народная песня
164. Веснянка. Украинская народная песня
11
165. Вечерний звон. Стихи И. Козлова, обработка Н. Иванова
166. Во поле береза стояла. Русская народная песня, обработка Г. Струве
167. Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве
168. Кант VIII века «Музы согласно»
169. Музыканты. Немецкая народная песня
170. Ночной костер. Хоровая обработка «Венгерского танца» № 1 И. Брамса,
выполненная Ю. Алиевым, стихи Э. Александровой
171. Польская народная песня «Висла»
172. Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст К. Алемасовой,
обработка В. Попова
173. Русская народная песня «Есть на Волге утес»
174. С веселой песней. Музыка и слова неизвестного автора
175. Ты, река ль моя, реченька. Русская народная песня, обработка А. Лядова
Тематическое планирование курса
5 класс (34 часа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Тема урока
Музыка рассказывает обо всем
Музыка рассказывает обо всем
Древний союз
Истоки
Искусство открывает мир
Искусства различны, тема едина
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
Слово и музыка
Два великих начала искусства
«Стань музыкою, слово!»
Музыка «дружит» не только с поэзией
Песня
Песня — верный спутник человека
Заключительный урок
Слово и музыка
Мир русской песни
Песни народов мира
Романс
Романса трепетные звуки
Мир человеческих чувств
Хоровая музыка
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме
Что может изображать хоровая музыка
Заключительный урок
Опера
Самый значительный жанр вокальной музыки
Из чего состоит опера
Балет
Единство музыки и танца
«Русские сезоны» в Париже
Музыка звучит в литературе
Музыкальность слова
Музыкальные сюжеты в литературе
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
№
п/п
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема урока
МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Образы живописи в музыке
Живописность искусства
«Музыка — сестра живописи»
Музыкальный портрет
Может ли музыка выразить характер человека?
Пейзаж в музыке
Образы природы в творчестве музыкантов
«Музыкальные
краски»
в
произведениях
композиторовимпрессионистов
«Музыкальные
краски»
в
произведениях
композиторовимпрессионистов
«Музыкальная живопись» сказок и былин
Волшебная красочность музыкальных сказок
Сказочные герои в музыке
Тема богатырей в музыке
Музыка в произведениях изобразительного искусства
Что такое музыкальность в живописи
«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия»
Подводим итоги
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование курса
6 класс (34 часа)
№
п/п
1 «Музыка души»
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Тема урока
«ТЫСЯЧА МИРОВ» МУЗЫКИ
Наш вечный спутник
Искусство и фантазия
Искусство — память человечества
В чем сила музыки
Волшебная сила музыки
Заключительный урок
КАК СОЗДАЕТСЯ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Единство музыкального произведения
Ритм
«Вначале был ритм»
О чем рассказывает музыкальный ритм
О чем рассказывает музыкальный ритм
Диалог метра и ритма
От адажио к престо
Мелодия
«Мелодия — душа музыки»
«Мелодией одной звучат печаль и радость»
Мелодия «угадывает» нас самих
Гармония
Что такое гармония в музыке
Два начала гармонии
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
№
Тема урока
п/п
19 Как могут проявляться выразительные возможности гармонии
20 Красочность музыкальной гармонии
Полифония
21 Мир образов полифонической музыки
22 Философия фуги
Фактура
23 Какой бывает музыкальная фактура
24 Пространство фактуры
Тембры
25 Тембры — музыкальные краски
26 Соло и тутти
27 Соло и тутти
Динамика
28 Громкость и тишина в музыке
29 Тонкая палитра оттенков
Чудесная тайна музыки
30 По законам красоты
31 По законам красоты
32 Заключительный урок
33 Заключительный урок
34 Подводим итоги
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование курса
7 класс (34 часа)
№
Количество
Тема урока
п/п
часов
1 О единстве содержания и формы в художественном произведении
1
СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ
2 Музыку трудно объяснить словами
1
3 В чем состоит сущность музыкального содержания
1
4 Обобщение — важнейшее свойство музыкального содержания
1
Каким бывает музыкальное содержание
5 Музыка, которую можно объяснить словами
1
6 Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского
1
7 Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада»
1
8 Когда музыка не нуждается в словах
1
9 Заключительный урок
1
Музыкальный образ
10 Лирические образы в музыке
1
11 Драматические образы в музыке
1
12 Эпические образы в музыке
1
О чем «рассказывает» музыкальный жанр
13 «Память жанра»
1
14 Такие разные песни, танцы, марши. Взаимодействие и
1
взаимообогащение народных и профессиональных музыкальных
жанров.
15 Такие разные песни, танцы, марши. Содержательность жанра марша.
1
Общность и отличие в маршах
16 Такие разные песни, танцы, марши. Разнообразие вальсов.
1
14
№
п/п
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема урока
ФОРМА В МУЗЫКЕ
«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения
Что такое музыкальная форма
«Художественная форма — это ставшее зримым содержание»
«Художественная форма — это ставшее зримым содержание»
Виды музыкальных форм
Почему музыкальные формы бывают большими и малыми
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах
О роли повторов в музыкальной форме
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная
форма
«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма
Многомерность образа: форма рондо
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии
Д. Шостаковича: вариации
Заключительный урок
Музыкальная драматургия
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии
Музыкальный порыв
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии
Формула красоты
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование курса
8 класс (34 часа)
№
Количество
Тема урока
п/п
часов
1 Музыка «старая» и «новая»
1
2 Настоящая музыка не бывает «старой»
1
О традиции в музыке
3 Живая сила традиции
1
ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ В МУЗЫКЕ
Сказочно-мифологические темы
4 Искусство начинается с мифа
1
5 Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова
1
«Снегурочка»
6 Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского
1
7 «Благословляю вас, леса...»
1
8 «Благословляю вас, леса...»
1
Мир человеческих чувств
9 Образы радости в музыке
1
10 «Мелодией одной звучат печаль и радость»
1
11 «Мелодией одной звучат печаль и радость»
1
12 «Слезы людские, о слезы людские...»
1
13 Бессмертные звуки «Лунной» сонаты
1
14 Два пушкинских образа в музыке
1
15 Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта»
1
15
№
Количество
Тема урока
п/п
часов
16 Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
1
17 Мотивы пути и дороги в русском искусстве
1
В поисках истины и красоты (Духовно-музыкальная традиция)
18 Мир духовной музыки
1
19 Колокольный звон на Руси
1
20 Рождественская звезда
1
21 От Рождества до Крещения
1
22 «Светлый праздник». Православная музыка сегодня
1
О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ
23 Как мы понимаем современность
1
24 Вечные сюжеты
1
25 Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных
1
композиторов
26 Виды музыки в современном мире
1
27 Новые области в музыке XX века (джазовая музыка)
1
28 Авторская песня
1
29 Герой авторской песни
1
30 Рок-музыка
1
31 Герой рок-песни
1
32 Стилевые взаимодействия
1
33 «Любовь никогда не перестанет»
1
34 Подводим итоги
1
16