Приложение № 1
основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ Гимназии № 202 «Менталитет»,
утвержденной приказом № 117 от 28.08.2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса«История современности»
I.
Планируемые результаты освоения предмета
Требования к результатам освоения учебного предмета истории на уровне среднего
общего образования определяются ключевыми задачами общего образования,
отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и
включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение истории на уровне среднего общего образования позволяет обучающимися
достичь следующих личностных результатов:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметными результатами освоения выпускниками на уровне среднего
общего образования учебного предмета «Истории» (базовый уровень) являются:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений:
Знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и
системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной
истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины, понятия, исторические личности.
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать
авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, карта, таблица, схема) и определять время, место, обстоятельства,
причины создания источника, позицию автора;
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные
и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для
аргументации исторические сведения;
распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым
и исключать лишнее;
устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками
социальных явлений и историческими терминами, понятиями;
называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие
предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте исторические
термины и понятия.
Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы
работы:
лекции с последующим опросом;
лекции с обсуждением документов;
беседы;
практические занятия;
анализ альтернативных ситуаций;
работа в парах, группах, индивидуально;
выполнение работ по заданному алгоритму;
решение заданий различной степени сложности: части А, В, С.
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней
сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная
письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся
пишут пробный ЕГЭ.
Предполагаемые результаты изучения курса:
1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса истории России;
2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
3. успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ.
Содержание курса
10 класс – 34 часа.
Введение. Общая характеристика особенности КИМов по истории, спецификой
проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной
версией ЕГЭ.
Тема: «История России с древности до конца XIII в.» 12 часов
Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. Восточнославянские
племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные.
Взаимоотношения славян с фино-угорскими и балтийскими племенами.
Занятие, общественный строй, верования восточных славян. Занятия восточных
славян: пашенное земледелие (подсечно-огневая система, перелог), скотоводство,
рыболовство, охота, бортничество. Общественный строй: вече. Князь, дружина,
ополчение. Торговый путь «из варяг в греки». Язычество. Пантеон богов. Идолы, волхвы.
Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет».
Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало
династии Рюриковичей.
Русь при первых князьях. Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь,
полюдье. Княгиня Ольга :налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно Солнышко.
Принятие христианства на Руси. Христианская культура и языческие традиции. Княжение
Ярослава Мудрого, «Русская Правда», Категории населения. Владимир Мономах.
Культура древней Руси. Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных
лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества (крестово-купольный
храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство.
Феодальная раздробленность: причины, особенность. Причины распада
Древнерусского государства. Усиление экономической и политической
самостоятельности русских земель.
Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. ВладимироСуздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ.
Галицко-Волынское княжество.
Борьба Руси с иноземными захватчиками. Сражение на реке Калка. Северо-Восточный
поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Батыя на Русь. Русь и Орда (иго, ярлык,
выход). Экспансия с Запада.
Культура XII-XIII вв. «Слово о полку Игореве». «Моление» Даниила Заточника.
Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-наКлязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в период
монголо-татарского ига. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани
Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Архитектура. Иконопись.
Феофан Грек. Андрей Рублев.
Контрольная работа по теме «История России с древности до конца XIII в». Проверка
уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С
Тема «История России с начала XIV до конца XVI вв.» 11 часов
Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр
объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и
территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения
русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского
великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы. Московский князь Иван
Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики. Дмитрий Иванович
Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь.
Политика московских князей в первой половине XV в. Династическая война 1427 –
1452 гг. Василий II Темный.
Завершение объединения русских земель и образование Российского
государства. Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре».
«Судебник 1497». Василий III.
Россия при Иване IV. Регенство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование.
Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных органов власти.
Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного.
Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. Присоединение Казанского
княжества. Присоединение Астраханского княжества. Присоединение Сибири. Ливонская
война.
Смута. Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия.
Лжедмитрий I. Правление Лжедмитрия I. Правление Василия Шуйского. Выступление
под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II – «тушинский вор».
«Семибоярщина». Первое народное ополчение (Ляпунов). Второе народное ополчение (Д.
Пожарский, К. Минин). Земский собор 1613 г.
Культура России в XIV-XVI вв. «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало
книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский собор.
Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь.
Контрольная работа по теме «История России с начала XIV до
конца XVIвв». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий
части А, В, С
Тема «История России XVII-XVIII вв» 10 часов
Первые Романовы. Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в.
Внутренняя политика России в XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович.
Соборное уложение. Федор Алексеевич. Царевна Софья.
Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. Патриарх Никон. Церковные
реформы. Раскол. Старообрядцы. Протапоп Аввакум.
Внешняя политика России в XVII веке. Поляновский мир. Воссоединение Украины с
Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Культура России в XVII веке. Светский характер культуры. Научные знания.
Литература. Театр. Архитектура. Живопись.
Россия при Петре I. Великое посольство. Северная война. Основные сражения.
Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления,
военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII в.
Период дворцовых переворотов. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба
дворцовых группировок за власть.Екатерина I и А. Д. Меншиков. Петр III. Анна
Иоанновна, бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете Петровне.
Внутренняя политика Екатерины II. Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного
абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война под
предводительством Е. Пугачева.
Россия в войнах второй половины XVIII века. Россия в Семилетней войне. Русскотурецкие войны: выход к Черному морю. П. А. Румянцев. Г. А. Потемкин. Ф. Ф. Ушаков.
А. В. Суворов. Разделы Польши.
Культура России в XVIII веке. Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и
техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура. Архитектура. Театр.
Контрольная работа по теме «История России XVII-XVIIIвв». Проверка уровня
знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С
№
Тема
Часы
1.
Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия
1
2.
Занятие, общественный строй, верования восточных славян
1
3.
Возникновение государственности у восточных славян.
1
4.
Русь при первых князьях
1
5.
Культура древней Руси.
1
6.
Феодальная раздробленность: причины, особенность
1
7.
Русские земли и княжества в период феодальной
раздробленности
1
8.
Борьба Руси с иноземными захватчиками.
1
9.
Культура XII-XIII вв.
1
10.
Контрольная работа по теме «История России с древности до
конца XIII в».
1
11.
Начало образования Российского централизованного
государства. Москва как центр объединения русских земель.
1
12.
Политика московских князей в первой половине XV в
1
13.
Завершение объединения русских земель и образование
Российского государства.
1
14.
Россия при Иване IV.
1
15.
Расширение территории России в XVI в. Ливонская война.
1
16.
Смута
1
17.
Культура России в XIV-XVI вв.
1
18.
Контрольная работа по теме «История России с начала XIV до
конца XVIвв».
1
19.
Первые Романовы
1
20.
Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке.
1
21.
Внешняя политика России в XVII веке.
1
22.
Культура России в XVII веке.
1
23.
Россия при Петре I
1
24.
Эпоха дворцовых переворотов
1
25.
Внутренняя политика Екатерины II.
1
26.
Россия в войнах второй половины XVIII века.
1
27.
Культура России в XVIII веке.
1
28.
Россия в период дворцовых переворотов
1
29.
Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
1
30.
«Хождение за два моря» А. Никитин. Начало книгопечатания в
России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский
собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор
Конь.
1
31.
Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и техника.
Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура.
Архитектура. Театр
1
32.
Реформы Петра в области экономике, управления, военном
деле, социальной сфере. Народные выступления в первой
половине XVIII в
1
33.
Контрольная работа по теме «История России XVII-XVIIIвв».
1
Содержание курса
11 класс – 33 часа.
Введение (1 ч.)
Тема 1.Личность царя Николая II. (1 час) Социальные противоречия в период
царствования. Задачи правительства последнего российского императора.
Тема 2. С.Ю.Витте-министр финансов российской империи. (1 час) Биография Витте.
Финансовая реформа. Сторонник экономических реформ.
Тема 3. П.А.Столыпин- одинокий реформатор (1 час) Биография. Разрушение
крестьянской общины. «Дайте государству 20 лет покоя…»
Тема 4. Г.Распутин-пророк или авантюрист (1 час) Старец из Сибири. Злой гений
революционных событий.
Тема 5. В.И.Ленин- руководитель ВКП (б). -(1 час) Становление В.И. Ленина как
политика и революционера. Идеолог российской революции. Первый нарком Советской
России. Политическое завещание Ленина.
Тема 6. Деятели серебряного века русской культуры. (2 часа) Наука. Литература.
Живопись. Скульптура. Музыка. Балет. Театр. Кинематограф.
Тема7. Руководители белого движения М.Ф. Алексеев, А.В.Колчак, А.И.Деникин,
П.В.Врангель. (2 часа). Причины поражения белого движения.
Тема8. Красные командиры: М.Ф.Фрунзе, М.Н.Тухачевский, С.М.Буденный. (2 часа).
Создание Рабоче-Крестьянской Красной Армии. «Красный террор». Ликвидация
Романовых. Почему победили красные.
Тема 9. Иосиф Сталин. (2 часа) Биография Иосифа Джугашвили. Становление Сталина
как политика. Влияние фигуры Сталина на политическую жизнь и развитие СССР.
Причины репрессий. Роль Сталина в Великой Отечественной войне. Причины смерти
вождя.
Тема 10. Адольф Гитлер. (1 час) Биография Адольфа Шикльгрубера. Путь к власти.
Идеология фашизма. Развязывание Второй мировой войны.
Тема 11. Франклин Рузвельт- 32-й президент Соединенных Штатов Америки. (1 час).
«Новый курс» Ф.Рузвельта. Вступление США во Вторую мировую войну. Участие
Ф.Рузвельта на Тегеранской и Крымской конференциях.
Тема 12. Уинстон Черчилль-премьер-министр Великобритании. (1 час) Политическая
карьера. Знаменитые речи У.Черчилля. Участие в конференциях «большой тройки» во
время Второй мировой войны.
Тема 13. Лаврентий Берия. (1 час) Биография Лаврентия Берии. Народный комиссар
внутренних дел СССР. Министр внутренних дел СССР. Первый секретарь ЦК Компартии
Грузинской ССР.
Тема14. Маршалы СССР К.Е.Ворошилов, А.М.Василевский, М.Н.Тухачевский, К.К.
Рокоссовский, Р.Я Малиновский, И.С.Конев, и др. (2 часа) Участие в Первой мировой,
Гражданской и Великой Отечественной войнах.
Тема 15. Г.К. Жуков-маршал Победы. (1 час) Военная карьера полководца на фоне
Великой отечественной войны. Гений и власть. Человек, которого боялись правители.
Тема 16. Никита Хрущев. (1 час) Страницы биографии Никиты Хрущева. Первый
секретарь ЦК КПСС. Председатель СМ СССР. Первый секретарь ЦК КП Украинской
ССР. Первый секретарь ЦК КП Украинской ССР. Председатель СНК УССР. Председатель
Совета Министров УССР.
Тема 17. С.П.Королев – создатель ракетной техники. (1 час) Биография А.П. Королева.
Создатель ракетной техники. Космические программы Королева.
Тема 18. Ю.А.Гагарин – первый человек в космосе. (1 час) Жизнь и карьера Ю.А.
Гагарина. Полет в космос. Альтернативные версии гибели.
Тема 19. Диссиденты в СССР. (2 часа) А.И.Солженицын, А.Д.Сахаров и др. Высылка из
страны инакомыслящих. Правозащитное движение в СССР.
Тема 20. Леонид Брежнев. (1 час) Биография Леонида Брежнева. Генеральный секретарь
ЦК КПСС. Первый секретарь ЦК КПСС. Председатель Президиума Верховного Совета
СССР. Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Маршал Советского Союза
(1976). Герой Социалистического Труда (1961) и четырежды Герой Советского Союза
(1966, 1976, 1978, 1981).
Тема 21. А.Н.Косыгин (1 час) Биография Косыгина. Экономическая реформа и «золотая»
пятилетка (1966-1970гг.). Разрыв с Брежневым и его окружением.
Тема 22. Юрий Андропов. (1 час) Биография. Партийная карьера. Генеральный секретарь
ЦК КПСС (12 ноября 1982 года — 9 февраля 1984 года). Председатель Президиума
Верховного Совета СССР. Председатель КГБ (18 мая 1967 года — 26 мая 1982 год).
Тема 23. Борис Ельцин. М. Горбачёв (2 часа) Перестройка .Детство. Юность.
Профессиональная партийная деятельность. Президент РСФСР. Путч. Распад СССР.
Экономические реформы. Политический кризис. Конституционная реформа.
Президентские выборы 1996 г. Второй срок президента Ельцина. Внешняя политика.
Отставка.
Тема 24. Егор Гайдар. (1 час) Биография Гайдара. «Шоковая терапия» — экономические
реформы начала 1990-х годов. Отставка.
Тема 25. В.В.Путин. (2 часа) Детство и юность. Служба в КГБ. работа в Санкт-Петербурге
и в Москве. Участие в выборах Президента РФ в 2000, 2012 гг году.
Тема 26. Д.А.Медведев. (1 час) Детство и юность. Преподавательская и научная
деятельность. Начало карьеры. Приоритетные национальные проекты. Участие в выборах
Президента России в 2008 году.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Название темы
Количество часов
1
Введение
1
2
Личность Николая Второго
1
3
С.Ю. Витте
1
4
П.А. Столыпин
1
5
Г. Распутин
1
6
В.И. Ленин
1
7
Деятели серебряного века русской культуры
1
8
Руководители белого движения. «Зелёные»
1
9
Красные командиры
1
10
И.В. Сталин
1
11
Гитлер
1
12
Франклин Рузвельт
1
13
Уинстон Черчилль
1
14
Л. Берия
1
15
Маршалы СССР
1
16
Жуков Г.К.
1
17
Н.С. Хрущёв
1
18
С.П. Королёв
1
19
Ю.А .Гагарин
1
20
Диссиденты в СССР. Сахаров, Солженицын
1
21
Л.И. Брежнев
1
22
А.Н. Косыгин
1
23
Ю.В. Андропов
1
24
Б.Н. Ельцин. М.С. Горбачёв
1
25
Е.Т. Гайдар
1
26
В.В. Путин
1
27
Д.А. Медведев
1
28
Итоговое повторение
1
29
Борис Ельцин. М. Горбачёв (2 часа)
Перестройка .Детство. Юность.
Профессиональная партийная деятельность.
Президент РСФСР
30
Распад СССР. Экономические реформы.
Политический кризис. Конституционная
реформа. Президентские выборы 1996 г. Второй
срок президента Ельцина. Внешняя политика.
Отставка.
31
Биография Гайдара. «Шоковая терапия» —
экономические реформы начала 1990-х годов.
Отставка.
32
В.В.Путин. Детство и юность. Служба в
КГБ. работа в Санкт-Петербурге и в
Москве. Участие в выборах Президента РФ в
2000, 2012 гг году
33
Д.А.Медведев. Детство и юность.
Преподавательская и научная деятельность.
Начало карьеры. Приоритетные национальные
проекты. Участие в выборах Президента России
в 2008 году.
Всего
33 часов