Литература_10-11_угл_

Приложение № 1
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет»,
утвержденной приказом № 127 от 28.08.2020 г.

Рабочая программа
учебного предмета «Литература»
(углубленный уровень)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Литература на
уровне среднего общего образования
1.1.Личностные результаты освоения программы по литературе:
Личностные результаты освоения образовательной программы по литературе отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
1.2. Метапредметные результаты освоения программы по литературе:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях:
 использовать различные приемы систематизации учебного материала в процессе
обучения (составление планов, таблиц, схем и т.п.);
 использовать полученные знания и умения для решения разнообразных жизненных
задач.
2) Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты:
 вести диалог о прочитанном в русле обсуждаемой проблематики; участвовать в
дискуссии на литературные темы; делать сообщения, доклады.
3) Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания:
 внимательно читать и понимать художественный текст, развернуто
характеризовать впечатления от прочитанного, выражать личное отношение к нему;
 устанавливать связи литературы с фактами социальной жизни, идеологическими
течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную историческую
эпоху;
 выявлять черты литературного направления в конкретном произведении;
 выявлять тематику, проблематику и идею произведения с использованием
различных приемов анализа и интерпретации художественного текста; выявлять
возможности неоднозначной интерпретации (определение мотивов поведения и поступков
персонажей, определение особенностей композиции и функций различных элементов
текста, характеристика средств художественной изобразительности, указание
внутритекстовых связей и построение обоснованных межтекстовых сопоставлений и т.п.);
 характеризовать особенности сюжета; определять стадии развития действия в
эпическом и драматическом произведениях (завязка, кульминация, развязка);
 характеризовать систему образов;
 характеризовать конфликт (внешний и внутренний) в произведениях разных
литературных родов;
 характеризовать героя художественного произведения, его внешность и внутренние
качества, его поступки, отношения героя с другими персонажами, роль персонажа в
сюжете и конфликте произведения
 определять роль пейзажа и интерьера в произведении;

 выделять ключевые эпизоды или сцены в тексте произведения;
 выделять художественные детали и выявлять их художественную функцию;
 давать личностную интерпретацию лирического стихотворения, определять
выраженное в нем настроение, характеризовать образ лирического героя;
 определять стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест);
определять количество стоп; различать рифмованный и белый стихи, указывать
стихотворения, написанные тоническим стихом;
 определять наиболее существенные особенности языка художественного
произведения;
 осмысливать авторскую позицию в ее целостном выражении и в конкретные
формах донесения ее до читателя (смысл названия произведений, именование героев,
речевая характеристика героя, авторские отступления, ремарки, герои-резонеры,
авторский курсив и т.п.)
 использовать в процессе анализа факты биографии писателя и сведения об
историко-культурном контексте его творчества;
 определять родо-жанровую принадлежность произведения и анализировать
произведения с учетом их разной жанровой принадлежности, выделять их родо-жанровые
признаки;
 использовать понятийный аппарат современного литературоведения в процессе
чтения и интерпретации художественных произведений;
 сравнивать различные литературные явления и факты: литературные эпохи,
направления, произведения и их фрагменты, сюжеты, персонажей, темы и проблемы,
жанры, стили, приемы, микроэлементы текста, различные критические интерпретации
произведений;
 оценивать и сравнивать художественные интерпретации литературного
произведения в произведениях других видах искусства (графика и живопись, театр, кино,
музыка);
 рассматривать изученные произведения в рамках единого историко-литературного
процесса, соотносить особенности произведений со временем их написания на основе
знания основных этапов истории отечественной литературы: от древнерусской
литературы до литературы рубежа XIX–XX веков.
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников:
 составлять тезисы, аннотации, конспективный и реферативный тексты;
 применять различные виды цитирования, делать ссылки на источник информации.
5) Умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности:
 использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных
систем;
 самостоятельно развивать читательскую компетенцию, культуру восприятия и
понимания литературных и научных текстов, навыки самостоятельного толкования
прочитанного в устной и письменной формах, умения по работе с художественными и
научными (литературоведческими) текстами, разными информационными источниками.
6) Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства:
 выразительно читать произведения литературы, в том числе наизусть не менее 10
лирических стихотворений и фрагментов из произведений крупных жанровых форм;

 обогащать собственную речь в процессе чтения и обсуждения лучших образцов
отечественной и зарубежной литературы (использовать различные виды цитирования,
составлять словари писателя, подбирать афоризмы и т.п.);
 владеть различными видами пересказа текста (подробный, сжатый, выборочный,
творческий);
 отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно
формулировать систему вопросов к нему;
 давать собственную аргументированную оценку прочитанного и оформлять ее в
устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и интерпретационного характера;
 писать сочинения в различных жанрах, в том числе сочинение-рассуждение
объемом не менее 350 слов в рамках заданной темы с опорой на прочитанные
произведения;
 уметь редактировать свои и чужие тексты, устраняя выявленные недочеты.
7) Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения:
 давать эстетическую оценку прочитанному художественному тексту;
 формировать и обогащать собственный круг чтения.
1.3. Предметные результаты освоения программы по литературе
Предметные результаты изучения литературы на углубленном уровне отражают:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого
гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной
развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах
речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а
также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной
функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
6) владение различными приемами редактирования текстов;
7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и
использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного
литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного
текста;
10) сформированность представлений о системе стилей художественной
литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском
стиле;
11) владение начальными навыками литературоведческого исследования историкои теоретико-литературного характера;
12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного
произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино,
музыка);
13) сформированность представлений о принципах основных направлений
литературной критики.
2. Содержание учебного предмета Литература на уровне среднего общего
образования

Рабочая программа учебного курса Литература построена на произведениях из трех
списков: A, B и C, предложенных в Примерной основной образовательной программе
среднего общего образования: список A представляет собой перечень конкретных
произведений, занявших в силу традиции особое место в школьном преподавании русской
литературы; список B представляет собой перечень авторов, чьи произведения и
творческие биографии имеют давнюю историю изучения в школьном курсе литературы;
список содержит примеры тех произведений, которые могут изучаться - конкретное
произведение каждого автора выбирается составителем программы; список C
представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных по историколитературному принципу.
Также в программе учтены произведения региональной литературы (выделены курсивом)
10 класс
Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Певучесть есть
в морских волнах...», «Умом Россию не понять...», «Silentium!”, “День и ночь», «Есть в
осени первоначальной...», «Еще в полях белеет снег...», «Предопределение», «С поляны
коршун поднялся...», «Фонтан», «Эти бедные селенья...», «К.Б.» («Я встретил вас — и все
былое...», «Нам не дано предугадать...», «О, как убийственно мы любим...».
А. А. Фет. Стихотворения: «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не
могу...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Учись у них — у дуба, у
березы...», «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта...», «Я пришел к тебе с
приветом...», «Я тебе ничего не скажу...», «На стоге сена ночью южной...», «Одним
толчком согнать ладью живую...».
А. К Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Край ты мой,
родимый край...», «Меня, во мраке и в пыли...», «Двух станов не боец, но только гость
случайный…»
Н. А. Некрасов. Стихотворения: «В дороге», «Тройка», «На Волге», «Вчерашний
день, часу в шестом...», «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...»,
«Еду ли ночью по улице тёмной...», «Внимая ужасам войны...», «Поэт и Гражданин»,
«Размышления у парадного подъезда», «Зелёный Шум», «Влас», «Элегия» («Пускай нам
говорит изменчивая мода...»), «Блажен незлобивый поэт...», «О Муза! я у двери гроба...».
Поэма «Русские женщины». Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
А. Н. Островский. Драмы «Гроза», «Бесприданница».
А. И. Гончаров. «Обыкновенная история», «Обломов» (обзор), «Обрыв» (обзор).
И. С. Тургенев. «Рудин» (обзор), «Дворянское гнездо» (обзор). «Отцы и дети».
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Именинник».
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание», «Подросток», «Братья
Карамазовы»
А. В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского».
В. М. Гаршин «Красный цветок», «Attalea princeps».
Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
Н. Г. Чернышевский. «Что делать?».
М. Е. Салтыков-Щедрин. Цикл «Сказки для детей изрядного возраста», «История
одного города», «Господа Головлевы».
Н. С. Лесков. «Человек на часах», «Тупейный художник», «Очарованный
странник».
Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир», «Смерть Ивана Ильича», «Анна
Каренина» (обзор), «Казаки», «Хаджи-Мурат» (для самостоятельного чтения)
А. П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Тоска», «Спать хочется», «Студент»,
«Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой»,
«Попрыгунья». Пьесы: «Вишневый сад», «Чайка».
В. А. Гиляровский «Москва и москвичи»
Г. И. Успенский. Эссе «Выпрямила», рассказ «Пятница».

Драматургия Н. Ф. Новикова (Черешнева). Пьесы «Бабушкина усадьба»,
«Весенние голоса», «Ключи горячие», «Тучка золотая».
О. де Бальзак. Романы «Гобсек». «Шагреневая кожа».
Ч. Диккенс «Лавка древностей», «Рождественская история».
Г. Ибсен. Пьеса «Нора».
Метерлинк. Пьеса «Слепые».
Г. де Мопассан. «Милый друг».
Ф. Стендаль. Роман «Пармская обитель».
Г. Флобер. Роман «Мадам Бовари».
Д. Б. Шоу. «Пигмалион».
Ш. Бодлер. Стихотворения: «Альбатрос», «Соответствия» и «Лебедь».
Поль Верлен. Стихотворения: «Марина», «Среди необозримой равнины»,
«Впечатления ночи».
Артюр Рембо. Сонет «Гласные».
Р. Гамзатов. «Журавли», «Матери», «Родной язык».
11 класс
И. А. Бунин. Повесть «Деревня», Рассказы «Господин из Сан-Франциско»,
«Солнечный удар», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник». Роман «Жизнь Арсеньева»
(обзор).
А. И. Куприн. Повести «Олеся», «Поединок». Рассказ «Гранатовый браслет».
Л. А. Андреев. Рассказ «Большой шлем».
И. С. Шмелев. Повесть «Человек из ресторана».
Б. К. Зайцев. Повести и рассказы «Голубая звезда», «Моя жизнь и Диана»,
«Волки».
В. В. Набоков. Рассказы «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте», Роман
«Машенька».
В. Я. Брюсов. Стихотворения «Юному поэту», «Антоний», «Сумерки», «Я».
К. Д. Бальмонт. Стихотворения «Сонеты солнца», «Придорожные травы», «Я не
знаю мудрости», «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Лунный луч», «Фантазия».
А. Белый «На горах», «Отчаянье», И. Ф. Анненский «Мучительный сонет»,
«Смычок и струны», Ф. Сологуб «В тихий вечер на распутьи двух дорог…», «Не трогай в
темноте…».
Н. С. Гумилёв. Стихотворения: «Капитаны», «Канцона вторая», «Дон Жуан»,
«Мои читатели», «Шестое чувство», «Жираф», «Заблудившийся трамвай».
Лирика И. Северянина, В. Ф. Ходасевича (И. Северянин. «Я, гений Игорь
Северянин…», «Ананасы в шампанском!..», В. Ф. Ходасевич. («Акробат»,
«Воспоминанье»).
В. В. Каменский. «Нагой среди одетых»
М. Горький. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Карамора», пьеса
«На дне», «Несвоевременные мысли».
А. А. Блок. Стихотворения «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Девушка
пела в церковном хоре...», «Когда Вы стоите на моем пути...», «На железной дороге», цикл
«На поле Куликовом», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «О, весна, без
конца и без краю...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Она пришла с мороза...»;
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...», «Рожденные в года глухие...», «Россия»,
«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться...», «Пушкинскому Дому», «Скифы». Поэма
«Двенадцать».
Статья А. А. Блока «Интеллигенция и революция».
С. А. Есенин. Стихотворения: «Гой, ты, Русь, моя родная…», «Письмо матери»,
«Мой край задумчивый и нежный…», «Край любимый, сердцу снятся…», «Русь»,
«Запели тёсаные дроги…», «Учусь постигнуть в каждом миге…», «О Русь, взмахни

крылами…», «Ветры, ветры, о снежные ветры…», «Не жалею, не зову, не плачу…»,
«Несказанное, синее, нежное…», «Русь Советская», «Русь уходящая», «Спит ковыль…»,
«Сорокоуст», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Письмо к женщине», «Собаке
Качалова», «Заметался пожар голубой…», «Ты такая ж простая, как все…», «Пускай ты
выпита другим…», «Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Вечер
чёрные брови насопил…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща
золотая…», «Мы теперь уходим понемногу…». Поэмы «Анна Снегина», «Черный
человек».
В. В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Нате!»,
«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»,
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову
из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».
А. А. Фадеев. Роман «Разгром».
И. Э. Бабель. Сборник рассказов «Конармия».
Е. И. Замятин. Роман «Мы».
М. М. Зощенко. Рассказы «Аристократка», «Стакан», «История болезни»,
«Монтёр»,
«Баня», «Беспокойный старичок», «Нервные люди», «Жертва революции».
А. А. Платонов. Повесть «Сокровенный человек», Повесть «Котлован».
М. А. Булгаков. Роман «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных» (обзор). Повести
«Роковые яйца», «Собачье сердце» (обзор). Роман «Мастер и Маргарита».
М. И. Цветаева. Стихотворения: «Идёшь, на меня похожий…», «Моим стихам,
написанным так рано…», «Стихи к Пушкину», «Тоска по родине! Давно…», «Мне
нравится, что Вы больны не мной…», «Стихи о Москве». Очерк «Мой Пушкин».
О. Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre-Dame», «Умывался ночью на
дворе…», «Куда как страшно нам с тобой…», «Как светотени мученик Рембрандт…»,
«Айя-София», «Мы живём, под собою не чуя страны...», «Я вернулся в мой город,
знакомый до слёз…».
Б. Л. Пастернак. Стихотворения: «На ранних поездах», «Февраль. Достать чернил
и плакать…», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво». Роман «Доктор Живаго» (обзор).
А. А. Ахматова. Стихотворения: «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня
последней встречи», «Муж хлестал меня узорчатым…», «Я не любви твоей прошу…»,
«Ты письмо моё, милый, не комкай…», «Сколько просьб у любимой всегда…», «Есть в
близости людей заветная черта…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Молитва»,
«Мне голос был…», «Мужество», «Родная земля». Поэма «Реквием».
Н. А. Заболоцкий. Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти
размышляя...», «Где-то в поле, возле Магадана...», «Движение», «Лицо коня»,
«Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в
природе...»
М. А. Шолохов. «Донские рассказы»: «Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково
семя», роман «Тихий Дон».
Олдос Хаксли. «О дивный новый мир».
А. Т. Твардовский. Поэмы «Страна Муравия», «Василий Тёркин». Стихотворения:
«В тот день, когда окончилась война...», «Вся суть в одном - единственном завете...»,
«Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «Памяти матери», «Я знаю, никакой
моей вины...», «Под вражьим тяжким колесом», «Две строчки», «Земляку», «Я убит подо
Ржевом».
А. И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матрёнин
двор». Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор).
В. Шаламов. «На представку», «Серафим», «Красный крест», «Тифозный
карантин», «Последний бой майора Пугачева».

И. А. Бродский. Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть Жукова»,
«На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста...», «Рождественский романс»,
«Я входил вместо дикого зверя в клетку...»
В. П. Некрасов. «В окопах Сталинграда».
Б. А. Можаев «Живой», В. И. Белов «Привычное дело».
В. Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».
В. М. Шукшин. Рассказы «Чудик», «Алёша Бесконвойный», «Обида», «Срезал»,
«Забуксовал».
А. В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота». М.М. Рощин Пьеса «Валентин и
Валентина».
Ф. А. Абрамов. Повести «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».
К. Д. Воробьёв «Убиты под Москвой», В. Л. Кондратьев «Сашка», Е. И. Носов
«Усвятские шлемоносцы».
Л. К. Татьяничева. «Гордые», «Я вглядываюсь в прошлое без грусти…», «Высокие
полдни».
Ю. В. Трифонов «Обмен».
Н. Г. Никонов «След рыси».
В. С. Высоцкий. «Баллада о любви», «Братские могилы», «Высота».
Б. Ш. Окуджава. «Молитва», «До свидания, мальчики…», «Живописцы», «На
фоне Пушкина снимается семейство…»
А. А. Тарковский «К стихам», «Ночной дождь», «Я учился траве, раскрывая
тетрадь...»
Б. Акунин «Азазель», Б.П. Екимов повесть «Пиночет», М. Петросян Роман «Дом,
в котором...», Т.Н. Толстая Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На золотом крыльце
сидели».
Н. Коляда «Нелюдимо наше море… или Корабль дураков».
А. Иванов «Пищеблок».
М. Карим. «В ночь лунного затмения».
У. Эко. Роман «Имя розы» (обзор).
Эрнест Хемингуэй. Повесть «Старик и море».
Э. М. Ремарк «На Западном фронте без перемен»
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на
изучение каждой темы
10 класс
№
Тема урока
Русская литература второй половины XIX века в контексте мировой культуры.
Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века. Основные
1.
темы и проблемы
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Наследие классицизма и поэт-романтик.
Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева - слияние
2.
человека с Природой и Историей
Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Анализ стихотворений
«Денисьевского цикла». Особенности жанра лирического фрагмента.
Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных
3.
творений
Особенности сочинения в жанре Эссе. Обучающее сочинение на тему «Человек в
4.
поэзии Тютчева»
А.А.Фет. Жизнь и творчество. Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и
5.
Фета-помещика
Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Импрессионизм поэзии
6.
А.А.Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи, способы их достижения

32.

Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике. Теория
литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического
стихотворения
Человек и мир в поэзии Ф.Тютчева и А.Фета (сравнительный анализ)
А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира поэта.
Основные мотивы, темы, образы поэзии
Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и
романтической традиции. Теория литературы. Композиция лирического
произведения.
Н.А.Некрасов. Общая характеристика творчества. Лирика поэта. Своеобразие
лирического героя. Новаторство Некрасова-поэта
Интимная лирика поэта, ее непреходящее значение
Поэмы Н.А.Некрасова, их содержание, поэтический язык
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия и принципы фольклорного
восприятия мира в поэме. Художественные особенности. Своеобразие языка,
стилизация устного народного творчества. Особенности композиции.
Символическое значение образа дочери в поэме. Мотив правдоискательства.
Образы народных заступников. Образ Матрены Тимофеевны. Савелий, богатырь
святорусский
Григорий Добросклонов как воплощение идеала народного счастья
Контрольная работа (анализ стихотворения)
А.Н.Островский. Общая характеристика творчества. Новаторство Островскогодраматурга. Отражение русской действительности в комедиях драматурга
Драма «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ
города Калинова. Трагический фон пьесы. Жанровое своеобразие. Социальная
значимость сатиры
Особенности типизации в пьесах. Непреходящее значение созданных
А.Н.Островским характеров. Речевая характеристика персонажей
Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.
Народнопоэтическое и религиозное в образе. Нравственная проблематика пьесы:
тема греха, возмездия, покаяния
Смысл названия и символика пьесы «Гроза»
Драма «Гроза» в русской критике
«Бесприданница». Новый вариант темы «горячего сердца». Власть денег как
движущий момент сюжетного действия. Новый тип конфликта.
Образ главной героини. Причины трагичности ее судьбы
Неоднозначность героев пьесы как новое художественное открытие драматурга
Обобщающий смысл названия пьесы «Бесприданница»
Идеалы народной нравственности в драматургии А.Н.Островского
И.А.Гончаров. Общая характеристика творчества. «Обыкновенная история»,
«Обломов», «Обрыв» как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского
человека
Характеры и судьбы героев романов И.А.Гончарова. Поиски положительных
начал в русской жизни
«Обломов». Место романа в трилогии писателя. Функция экспозиции.
Художественное пространство и время в романе

33.

Утопический рай Обломовки. Неоднозначность понятия «обломовщина» в
романе. «Обломовщина» как социальной и духовное явление.

7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.

34.

Принцип сюжетной антитезы в романе на примере образов Штольца и Обломова.
Герои Гончарова и жизненный идеал писателя

35.

Своеобразие темы любви в романе. Образ Ольга Ильинской как воплощение
авторской точки зрения на проблему женской эмансипации

36.
37.
38.

39.
40.
41.
42.
43.

44.
45.

46.
47.
48.
49.
50.

51.

52.

53.
54.
55.
56.
57.
58.

Культурный смысл обломовской лени. Объективность повествовательной
манеры писателя. Способы выражения авторской позиции в романе (пейзаж,
портрет, интерьер)
Образ Обломова в ряду образов мировой литературы. Роман в критике
Контрольное сочинение №1
И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. Художественный мир писателя. Особенности
реализма. Эстетические и этические позиции И.С.Тургенева, его участие в
журнальной полемике
Герой и эпоха в романе «Рудин». Противоречия в характере Рудина. Наталья
Ласунская - тип тургеневской женщины
Проблематика и художественные особенности романа «Дворянское гнездо»
«Отцы и дети». Смысл названия романа. Споры о путях спасения России.
Полемический пафос произведения. Идея разрыва времен
Духовный конфликт между поколениями как основа романа. Противоречивость
позиции Базарова
Тема нигилизма в романе. Сторонники и противники Базарова. Трагическое
одиночество героя. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейноэстетическая позиция автора
Своеобразие композиции романа. Функции пейзажа. Идейная и художественная
роль финала романа
Мастерство И.С.Тургенева в создании портретной характеристики персонажа
(урок-исследование). Мастерство писателя в использовании художественной
детали
Споры вокруг романа и авторская позиция И.С.Тургенева. Критика Тургенева.
И.С.Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе
Проблематика и художественное своеобразие «Стихотворений в прозе»
Урок-семинар по «Стихотворениям в прозе»
Контрольное сочинение №2
Литература родного края №1. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Именинник». Роман в
контексте русской литературной классики XIX века. Роль интеллигенции в
современном мире и проблемы обновления русской жизни. Типологические и
культурные связи «Именинника» с романом «Рудин»
Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Художественный мир писателя.
Особенности творческой манеры. Основные проблемы в произведениях
Ф.М.Достоевского. Философская глубина творчества
«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая
история. Русская действительность в романе. Нравственно-философская
проблематика
Утверждение самоценности человеческой личности. «Маленькие люди» в
романе. Социальная проблематика. Гуманизм писателя. Петербург Достоевского
Социальные и философские корни преступления Раскольникова
Трагические противоречия в характере главного героя
Смысл понятий «преступление» и «наказание» в романе
Аллегорическая функция снов в произведении

59.
60.
61.

62.
63.
64.

65.
66.
67.
68.

69.
70.
71.

72.

73.

74.

75.
76.
77.
78.
79.

80.

81.
82.
83.

Идейные и психологические «двойники» Раскольникова
Раскольников и Порфирий Петрович
Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Христианская концепция
писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции
Идейно-художественное значение «Эпилога». Символическая структура романа.
Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и
диалоги героев
Русская критика о романе (Н.Н.Страхов)
Проблема «подпольного человека» в творчестве Ф.М.Достоевского
«Подросток» - один из романов «пятикнижия» Достоевского. Проблема «отцов и
детей». Формирование личности главного героя. Народная правда и идея
нравственного «благообразия»
Нравственно-философская проблематика романа «Братья Карамазовы»
Легенда о Великом Инквизиторе в контексте романа
Детская тема в романе
Речь Ф.М.Достоевского о Пушкине. Мировое значение творчества Достоевского.
Споры вокруг наследия писателя в современном мире. Достоевский и культура
XX века
Контрольное сочинение №3
А.В.Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского». Трилогия А.В.Сухово-Кобылина новое слово в русской драматургии
В.М.Гаршин «Красный цветок» - рассказ о непримиримой борьбе человека со
злом. «Attalea princeps». Героической и обыденное в сказке. Трагический финал и
жизнеутверждающий пафос произведения
Д.В.Григорович. Горькая судьба крестьянства и городской бедноты в его
произведениях. «Гуттаперчевый мальчик». Проблематика и специфика
произведения
Н.Г.Чернышевский «Что делать?». Очерк жизни и творчества писателя.
Творческая история романа. Жанровое своеобразие. Диалоги с «проницательным
читателем
Композиция романа. Мир старых пошлых людей. Новые люди. «Особенный
человек». Тема будущего в романе. Значение романа в истории литературы и
революционного движения
М.Е.Салыков-Щедрин. Общий очерк творчества. Русская действительность в
художественном мире писателя. Мировоззрение писателя
Цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Своеобразие фантастики в сказках.
Социально- политическая и нравственная проблематика; сатирический пафос
«История одного города». Проблема народа в произведениях писателя
«Господа Головлевы». Образы «литературных негодяев» в произведениях
писателя. Проблема совести и нравственного возрождения человека
Н.С.Лесков. Художественный мир. Своеобразие творчества писателя. Жанр
новеллы как ведущий в творчестве. Особенности повествования, ориентация на
сказ, устную форму речи. Особенности сюжетосложения
Самобытные характеры и необычные судьбы лесковских героев. Анализ
произведений «Очарованный странник», «Человек на часах», «Тупейный
художник»
Любовь к жизни и людям, нравственная стойкость как основные мотивы
повествования Лескова о русском человеке
Л.Н.Толстой. Характеристика творчества. Религиозные и нравственные искания
писателя. Становление типа толстовского героя - просвещенного правдоискателя

84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.

97.
98.
99.
100.

101.
102.
103.
104.
105.

106.
107.
108.
109.
110.

Творческая история романа «Война и мир». Жанр и стиль. Образ автора как
объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира»
Народ и «мысль народная» в романе. Соединение народа как «тела нации» с ее
«умом» - просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости
Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий.
Толстовская мысль об истории
«Диалектика души» как художественное открытие писателя
Духовные искания Андрея Болконского
Духовные искания Пьера Безухова
«Мысль семейная» в романе. Семьи Болконских и Ростовых. Семьи Курагиных и
Друбецких
Тема красоты внешней и внутренней. Нравственно-психологический облик
Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен
Отечественная война 1812 года. Картина Бородинского сражения в романеэпопее
Философский смысл образа Платона Каратаева
Тема наполеонизма и развенчание наполеоновского мифа в романе
Кутузов и Наполеон: смысл сопоставления
Тема истинного и ложного патриотизма в романе
«Смерть Ивана Ильича». Своеобразие нравственно-этических воззрений
Л.Н.Толстого. Понимание смысла человеческой жизни. Роль сюжеты,
композиции, психологизма в раскрытии идейно-нравственной проблематики
новеллы, ее основная идея
«Анна Каренина». «Мысль семейная» в романе. Нравственный закон в жизни
человека и философская проблематика романа
Контрольное сочинение №4
Урок внеклассного чтения №2. Л.Н.Толстой «Казаки»,»Хаджи-Мурат»
А.П.Чехов. Общая характеристика творчества, своеобразие воспроизведения
русской действительности. Рассказы. Жанровое своеобразие малой формы.
«Мелочи жизни» в изображении писателя. Жанровое своеобразие ранних
юмористических рассказов А.П.Чехова. Способы создания комического эффекта.
Роль художественной детали
Многообразие психологической проблематики в рассказах зрелого писателя.
Проблема истинных и ложных ценностей
Идейно-художественное своеобразие «Маленькой трилогии» А.П.Чехова
Трагедия несостоявшейся судьбы в новелле «Ионыч». Причины духовной
деградации героя
Семинар по теме «Мастерство Чехова-новеллиста»
Драматургия А.П.Чехова. Новаторство Чехова-драматурга. Ослабленность
внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Значение
подтекста. Роль ремарок, деталей. Особенности конфликта
Основная проблематика и смысл названия пьесы «Вишневый сад». Трагическое и
комическое в пьесе
Особенности системы образов комедии. Старые и новые хозяева сада. Причины
человеческой недееспособности - основная проблема пьесы
Эмоциональный смысл финала. Значение образов-символов. Неоднозначное
прочтение пьесы критикой. Современные трактовки чеховских пьес
«Чайка»: тематика, проблематика, художественные особенности пьесы

111.
112.

113.

114.
115.

116.
117.
118.
119.

120.

121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.

130.

131.

132.

Творческая работа по произведениям А.П.Чехова. (Отзыв зрителя после
просмотра фильма-спектакля по одной из пьес А.П.Чехова)
В.А.Гиляровский. Книга «Москва и москвичи»
Г.И.Успенский. Рассказ «Пятница». Мистический рассказ о людях,
«скомканных» как русской действительностью, так и западноевропейским
капиталистическим строем. Эссе «Выпрямила»: процесс духовного
«распрямления» и прорастания через ряд ассоциаций к осознанию высшего
назначения человека как нравственного существа
Литература родного края №2. Драматургия Н.Ф.Новикова (Черешнева). Пьесы
«Бабушкина усадьба», «Весенние голоса», «Ключи горячие», «Тучка золотая».
Чеховская традиция в произведениях уральского драматурга
Контрольное сочинение №5
Мировое значение русской литературы. Русская литература как составная часть
мирового литературного процесса, ее своеобразие и самобытность, тесная
взаимосвязь с литературами других народов
О. де Бальзак. Сведения о жизни и творчестве. Автор «Человеческой комедии» знаток человеческой души и движущих сил общественного развития
Роман «Гобсек». Изображение губительной власти денег, разрушающей
человеческие души и семьи, противопоставляющей детей и родителей
Роман «Шагреневая кожа». Проблема мнимых и подлинных жизненных
ценностей
Ч.Диккенс - крупнейший английский романист XIX века. Юмор Диккенса.
«Лавка древностей». Вечная борьба между добром и злом. Смех как выражение
оптимизма писателя
Реальное и сказочное в «Рождественской истории» Диккенса. Скряга Скрудж, его
холодный дом, встреча с духами прошлого, настоящего и будущего и его
превращение в доброго Скруджа
Образ Скруджа и галерея образов скупцов в мировой литературе
Г.Ибсен - основоположник европейской «новой драматургии». Три этапа его
творчества: романтический, реалистический и символический
Пьеса «Нора». Новаторство Ибсена-драматурга, его значение в мировой
литературе
Метерлинк - бельгийский драматург-символист. Символика образов, созданных
драматургом в пьесе «Слепые»
Система образов, созданных драматургом в пьеса «Слепые»
Г.де Мопассан. Слово о писателе. «Милый друг».
«Милый друг». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земных
благами. Психологическая острота сюжета
Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство
композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы
Ф.Стендаль. Жизненный путь и личность. Становление писателя, активное
участие в романтическом русле. Синтез романтизма и реализма в его зрелом
творчестве.
Роман «Пармская обитель». Италия в жизни и творчестве писателя. Изображение
современной действительности и «миф Италии»; социально-политический и
поэтический миры романа. Фабрицио дель Донго как характерный
романтический герой Ф.Стендаля
Роман «Пармская обитель». Ренессансные реминисценции и колорит в
произведении. Теория литературы. Понятие о реминисценциях. Психологизм
(углубленное понятие)

133.

134.

135.
136.

Г.Флобер. Романы Г.Флобера. Реалистический показ в них жизни общества,
мастерство в раскрытии характеров героев Роман «Мадам Бовари». Эмма, ее
судьба. Трагизм столкновения иллюзий героини с реальной действительностью.
Использование несобственной прямой речи как особого способа в раскрытии
психологии героев.
Д.Б.Шоу. Вера драматурга в человека, возможность его творческого развития и
совершенствования. «Пигмалион». Проблема духовного потенциала личности и
его реализации. Символизм - литературное течение конца XIX века. Ш.Бодлер родоначальник французского символизма в поэзии. Стихотворения Бодлера
«Альбатрос», Соответствия» и «Лебедь». Образы-символы в этих
стихотворениях
Поль Верлен и Артюр Рембо. Стохотворения Верлена «Марина», «Среди
необозримой равнины», «Впечатления ночи». Музыкальность их звучания.
«Спящий в ложбине» - одно из ранних стихотворений Рембо. Сонет Рембо
«Гласные». Выявление соответствий между звуками и цветом, сопоставление их
с возникающими в памяти видениями и образами.
Р.Гамзатов. Краткий рассказ о поэте. Возвращение к истокам, основам жизни.
Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества. Особенности
художественной образности дагестанского поэта.
Структурный анализ своеобразия литературы второй половины XIX века (метод
анализа бинарных оппозиций)

11 класс
№
Тема урока
1.
Введение. Литературное произведение и творчество писателя в контексте
отечественной и мировой культуры.
2.
Жизненный и творческий путь Бунина.
3.
Стихотворения «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний
шмель», «Седое небо надо мной...», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...».
Философичность и тонкий лиризм поэзии Бунина.
4.
Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из СанФранциско».
5.
Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из СанФранциско».
6.
И.Бунин «Темные аллеи»: «Солнечный удар», «Чистый понедельник».
7.
Художественный мир А.И.Куприна. Творческая индивидуальность
8.
Тема любви в творчестве Куприна. «Олеся»
9.
«Да святится имя Твоё». Тема любви в творчестве Куприна (рассказ
«Гранатовый браслет»)
10.
«Да святится имя Твоё». Тема любви в творчестве Куприна (рассказ
«Гранатовый браслет»)
11.
Л. А. Андреев. Рассказ «Большой шлем».
12.
Литература русского зарубежья. И. С. Шмелев. Повесть «Человек из ресторана».
13.
Литература русского зарубежья. Б. К. Зайцев. «Голубая звезда», «Волки».
14.
Словесная пластика прозы Набокова. Анализ рассказа «Облако, озеро, башня».
15.
Серебряный век» русской поэзии. Характеристика модернистских течений в
русской поэзии.
16.
В.Я.Брюсов – «идеолог» русского символизма. Основные мотивы его лирики.
17.
«Ремесло поставил я подножием искусству». Творчество В.Я.Брюсова. Анализ
стихотворений «Юному поэту», «Грядущие гунны», «Антоний», «Сумерки»,

18.

19.
20.

21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

45.

«Я».
Творчество К. Д. Бальмонта. Анализ стихотворений «Я мечтою ловил уходящие
тени...», «Сонеты солнца», «Придорожные травы», «Я не знаю мудрости»,
«Лунный луч», «Фантазия».
«Золотому блеску верил, а умер от солнечных стрел». Творчество А.Белого.
Анализ стихотворений «На горах», «Отчаянье»
Анализ стихотворений И. Ф. Анненского «Мучительный сонет», «Смычок и
струны», Ф. Сологуба «В тихий вечер на распутьи двух дорог…», «Не трогай в
темноте…».
Поэзия акмеизма. Акмеизм и его эстетические задачи
Поэзия Н.Гумилева. Поэзия и судьба.
Поэзия Н.Гумилева. Анализ стихотворений. «Капитаны», «Канцона вторая»,
«Дон Жуан», «Мои читатели», «Шестое чувство», «Жираф», «Волшебная
скрипка», «Заблудившийся трамвай».
В. В. Каменский. «Нагой среди одетых».
Судьба и творчество М.Горького
Ранние романтические рассказы-легенды. Обзор. Герой – босяк в ранней
горьковской прозе.
Ранние романтические рассказы-легенды. Обзор. Герой – босяк в ранней
горьковской прозе. Сообщения учащихся: Рассказы «Старуха Изергиль»,
«Макар Чудра», «Челкаш».
Пьеса «На дне». Анализ афиши.
Пьеса «На дне». Социальное и нравственное дно. Образы ночлежников.
Пьеса «На дне». Социальное и нравственное дно. Образы ночлежников.
«Понять хочется дела человеческие»
«Понять хочется дела человеческие»
М.Горький «Несвоевременные мысли».
Тест по творчеству М.Горького.
Биография и основные этапы творчества А.Блока
Биография и основные этапы творчества А.Блока
Цикл стихов о Прекрасной Даме. Тема любви. Анализ стихотворений: «Она
пришла с мороза...»; «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...», «Вхожу я в
темные храмы...», «Девушка пела в церковном хоре...», «Когда Вы стоите на
моем пути...»
Образ «страшного мира» (2 этап творч). «Незнакомка», «О весна без конца и без
края…», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «О доблестях, о подвигах, о славе...»
Россия и ее судьба в поэзии Блока. Анализ стихотворений «Русь», «Россия», «На
поле Куликовом», «Скифы» (3 этап творчества)
Чтение и анализ поэмы «Двенадцать».
Статья А. А. Блока «Интеллигенция и революция».
Тест по творчеству А.Блока.
С. Есенин: поэзия и судьба.
Особенности лирики С.Есенина. Анализ стихотворений. «Гой ты, Русь, моя
родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Я покинул родимый
дом...», «Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу...»,
Особенности лирики С.Есенина. Анализ стихотворений. «Письмо к матери»,
«Мы теперь уходим понемногу...», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина
дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Русь Советская», «Письмо к
женщине», «Неуютная жидкая лунность...».

46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.

С.Есенин Поэма «Анна Снегина». Историческая и автобиографическая основа
поэмы
Общая характеристика футуризма.
Жизненный и творческий путь Маяковского.
Тема художника и революции в творчестве Маяковского. Гражданская лирика
поэта.
Сатирическая поэзия Маяковского. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Нате!»,
«Скрипка и немножко нервно», «Прозаседавшиеся»
Особенности любовной лирики Маяковского: «Послушайте», «Про это»,
«Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».
Особенности любовной лирики Маяковского: «Лиличка!», «Письмо товарищу
Кострову о сущности любви».
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. «Сергею Есенину».
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Анализ стихотворений
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное».
Тест по творчеству Маяковского.
Семинар по теме «Революция и гражданская война в творчестве писателей
«новой волны» (по произведениям «Разгрома» Фадеева, «Конармия» Бабеля)
Жанр антиутопии в прозе 20-х годов. Роман-антиутопия Замятина «Мы». Образ
будущего.
Жанр антиутопии в прозе 20-х годов. Роман-антиутопия Замятина «Мы». Образ
будущего.
Юмористическая проза 20. Рассказы М.Зощенко. Анализ языка рассказов
Зощенко. Образ «нового человека».
Юмористическая проза 20. Рассказы М.Зощенко. Анализ языка рассказов
Зощенко. Образ «нового человека».
Контрольная работа за 1 полугодие.
Биография и творческий путь А.Платонова.
Основная тема и главная идея повести «Сокровенный человек»
Основная тема и главная идея повести «Котлован».
Жизнь и творчество М.Булгакова.
«Собачье сердце»: история создания, фантастика и реальность. Социальный
эксперимент по созданию нового человека.
«Собачье сердце»: история создания, фантастика и реальность. Социальный
эксперимент по созданию нового человека.
М. А. Булгаков. Роман «Белая гвардия»
Роман «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт». Три мира в романе.
Образ Иешуа и Понтия Пилата. Анализ глав.
Образ Иешуа и Понтия Пилата. Анализ глав.
Тема любви. Образ Маргариты.
Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты. Образ Мастера.
Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты. Образ Мастера.
Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты. Образ Ивана Бездомного.
Воланд и его свита в романе. Анализ глав.
Воланд и его свита в романе. Анализ глав.
Проблема милосердия, всепрощения и справедливости.
Проблема милосердия, всепрощения и справедливости.
Сочинение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»

81.
82.

83.
84.

85.

86.
87.

88.
89.
90.

91.

92.
93.

94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.

Судьба и стихи М.Цветаевой
Анализ стихотворений: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к
Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из
глины...», «Тоска по родине! Давно...», «Идешь, на меня похожий...», «Мне
нравится, что Вы больны не мной…», «Стихи о Москве»
Цветаева и Пушкин: «Стихи к Пушкину»,Очерк «Мой Пушкин».
О. Э. Мандельштам. Факты биографии поэта. Анализ стихотворений «Notre
Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «Умывался ночью на дворе…»,
«Куда как страшно нам с тобой…»
О. Э. Мандельштам. Анализ стихотворений «Я вернулся в мой город, знакомый
до слез...», «Как светотени мученик Рембрандт…», «Айя-София», «Мы живём,
под собою не чуя страны...»
Жизненный и творческий путь Б.Пастернака.
Философские мотивы лирики Пастернака. Анализ стихотворений «Февраль.
Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется
дойти...», «Гамлет», «На ранних поездах», «Гефсиманский сад», «Быть
знаменитым некрасиво...».
Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго». Анализ
отдельных глав.
Жизненный и творческий путь А.Ахматовой. Основные мотивы лирики.
Мотивы любовной лирики Ахматовой. Стихотворения «Муж хлестал меня
узорчатым…», «Я не любви твоей прошу…», «Ты письмо моё, милый, не
комкай…», «Сколько просьб у любимой всегда…», «Есть в близости людей
заветная черта…», «Сжала руки под темной вуалью...», , «Я научилась просто,
мудро жить...»
Ахматова о месте художника в «большой» истории. Тема предназначения поэта
и поэзии. «Мне голос был. Он звал утешно...», «Мне ни к чему одические
рати...», «Родная земля», «Молитва», «Мужество».
Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием»
Лирика Н. А. Заболоцкого. Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о
смерти размышляя...», «Где-то в поле, возле Магадана...», «Движение», «Лицо
коня»
Лирика Н. А. Заболоцкого. Стихотворения: Метаморфозы». «Новый Быт»,
«Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе...»
Жизнь и творчество М.Шолохова.
М. А. Шолохов. «Донские рассказы»: «Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково
семя»
Духовный мир донского казачества. Роман «Тихий Дон»: особенности жанра
романа.
Духовный мир донского казачества. Роман «Тихий Дон»: особенности жанра
романа.
«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. Анализ глав.
«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. Анализ глав.
«В мире, расколотом надвое». Анализ глав.
«В мире, расколотом надвое». Анализ глав.
Поиски правды Григорием Мелеховым. Анализ глав.
Поиски правды Григорием Мелеховым. Анализ глав.
Тест по роману Шолохова «Тихий Дон»
Олдос Хаксли. «О дивный новый мир».

107.
108.
109.
110.

111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.

118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.

130.

131.
132.

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской
литературе
Жизненный и творческий путь А.Т.Твардовского. Основные мотивы его лирики.
Анализ стихотворений: «Я убит подо Ржевом», «Под вражьим тяжким
колесом», «Две строчки», «Земляку» «Вся суть в одном-единственном завете...».
Анализ стихотворений: «В тот день, когда окончилась война...», «Я знаю,
никакой моей вины...», «Памяти матери», «Дробится рваный цоколь
монумента...», «О сущем»
Жизнь и творчество А.Солженицына. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Главные образы. Анализ глав.
Жизнь и творчество А.Солженицына. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Главные образы. Анализ глав.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы.
Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор).
В. Т. Шаламов «На представку», «Серафим», «Красный крест»
Основная тема и главная идея рассказов «Тифозный карантин», «Последний бой
майора Пугачева».
И. А. Бродский. Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть
Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста...»,
«Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку...»
Герои и проблематика «военной прозы». В. П. Некрасов. «В окопах
Сталинграда».
Герои и проблематика «военной прозы». Б. А. Можаев «Живой»
В. И. Белов «Привычное дело».
Проблемы нравственности в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой».
Яркость и многоплановость творчества В.Шукшина.
Рассказы «Чудик»,
«Алёша Бесконвойный», «Обида», «Срезал», «Забуксовал».
Драматургия XX века. А. В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота», М.М. Рощин
Пьеса «Валентин и Валентина»: темы, проблемы, конфликт.
Ф. А. Абрамов. Повести «Деревянные кони», «Пелагея»
Тема войны в прозе писателей. К. Д. Воробьёв «Убиты под Москвой»
Тема войны в прозе писателей. В. Л. Кондратьев «Сашка»
Л. К. Татьяничева. «Гордые», «Я вглядываюсь в прошлое без грусти…»,
«Высокие полдни».
Ю. В. Трифонов «Обмен».
«Бардовская» поэзия. В. С. Высоцкий. «Баллада о любви», «Братские могилы»,
«Высота».Б. Ш. Окуджава. «Молитва», «До свидания, мальчики…»,
«Живописцы», «На фоне Пушкина снимается семейство…»
А. А. Тарковский «К стихам», «Ночной дождь», «Я учился траве, раскрывая
тетрадь...» Обзор русской литературы первой половины XX века. Реализм и
модернизм Т.Н. Толстая Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На золотом
крыльце сидели».
Н. Коляда «Нелюдимо наше море… или Корабль дураков». Эрнест Хемингуэй.
Повесть «Старик и море». Э. М. Ремарк «На Западном фронте без перемен»
Итоговая контрольная работа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».